16+

издается с 27 февраля 1918 года

Итоговое рассуждение

14 декабря 2017

Вадим Шека

6 декабря выпускники 11-х классов написали итоговое сочинение. В Анапе над текстами корпели 756 школьников.
Ученики писали сочинения в своих школах. С собой им разрешено было принести только черные гелевые ручки. Орфографические словари детям выдали в классах.

Темы итогового сочинения школьники узнали за 15 минут до начала испытания. Их было предложено пять: «Когда измену можно простить?», «Какие поступки человека говорят о его отзывчивости?», «Чем смелость отличается от безрассудства?», «Возможно ли счастье, построенное на несчастье других?», «Бывает ли общественное мнение ошибочным?». Какая тема больше всего заинтересовала выпускников, станет известно после проверки работ, на которую отводится неделя.

Традиционных оценок за итоговое сочинение школьники не получат. Эксперты выставят лишь «зачёт» или «незачёт». Как правило, большинству ребят работу засчитывают, поэтому итоговое сочинение не вызывает такого волнения и не подвергается такой критике, как сам ЕГЭ.

За что можно покритиковать итоговое сочинение.

Ученики должны написать текст-рассуждение. Выходит, такие типы речи, как описание и повествование, эксперты считают не столь важными. На мой взгляд, гораздо интереснее, полезнее и легче было бы писать итоговую работу в жанре эссе, который предполагает разные типы речи при главенстве рассуждения.

Объём итогового сочинения должен составлять 350 слов. В переводе на печатные символы – это в среднем 2500 знаков с пробелами, в переводе на язык журналиста – это небольшая статья. А школьника просят исключительно рассуждать в таком объеме.

В правилах говорится, что цитаты из произведений могут занимать не более (читай – до) 50 % текста. Вот оно, спасение к вопросу о 350 словах! Значительную часть работы можно законно посвятить цитированию классиков. Однако наличие читательского дневника на парте не предполагается. И если запомнить лаконичные мудрые мысли из «Маленького принца» Экзюпери – священный долг каждого образованного человека, то как можно цитировать «Войну и мир» Толстого на память?

Темы итогового сочинения хорошо обращают к классике, но порой отрицают наличие личного опыта. «Когда измену можно простить?» – о чем здесь должен рассуждать 17-летний человек? О дружбе, о Родине, об отношениях мужчины и женщины? Остается только банально анализировать поступки персонажей, что собственно и требуется.

О. Чурикова

О пользе итогового сочинения

Татьяна Баталова, учитель русского языка и литературы, Почётный работник общего образования РФ:
– Подготовка к итоговому сочинению побуждает школьников читать классическую литературу. Еще в 5 классе дети узнают о таком испытании и уже осознанно относятся к чтению книг. При написании итогового сочинения выпускник может обратиться к любому произведению мировой классической литературы, но я все-таки рекомендую ученикам аргументировать свои мысли примерами из русской классики. У нас великое литературное наследие, для подрастающего поколения важно с ним знакомиться.

Читайте еще новости Анапы