издается с 27 февраля 1918 года
«Я открыла теорему!»
Возможно, когда-то в будущем теорему анапчанки Валерии Мацокиной будут изучать все студенты математических вузов. А пока что это открытие высоко оценили эксперты трех научно-практических конференций. Свою теорему ученица первой городской вывела год назад, познакомившись с комбинаторикой в летней физико-математической школе.
– Например, в коробке лежат пять красных шаров и два черных шара. Вопрос: сколько необходимо вытащить шаров, чтобы у нас точно оказался один черный шар? Мы без труда можем посчитать, что нам необходимо вытащить шесть шаров. Однако если шаров и цветов будет больше, сосчитать станет сложнее. Тогда я подумала, что должен быть способ делать просто! Вывела формулу, а на ее основе теорему. Этим я занималась на протяжении прошлого учебного года и до сих пор продолжаю совершенствовать свою научную работу, – поделилась школьница.
Преподаватель по информатике Е.А. Лисова согласилась стать научным руководителем любознательной ученицы, но вот специалистов по комбинаторике в первой городской не оказалось – что поделать, совсем не школьный это уровень!
Валерия не сдавалась. В это время она как раз посещала занятия по подготовке к краевым олимпиадам в Кубанском государственном университете и рискнула показать свой труд профессору Г.Г. Кравченко. Преподаватель подтвердил, что в самом деле анапская школьница сделала открытие!
– Я до многого в школьной программе дохожу сама, но науке это давным-давно известно. В математике вообще сложно открыть что-то новое, но в случае с теоремой в области комбинаторики мне повезло, – радуется Лера.
Дипломы с престижных конкурсов
Выступив в роли научного консультанта, Г.Г. Кравченко помог Валерии подкорректировать статью с точки зрения терминологии и отправить на публикацию в международный журнал «Юный ученый». Недавно анапчанка получила официальное уведомление о том, что статья принята и будет напечатана в ноябре.
Также свою работу Валерия представила на трех серьезных конференциях. Причем поездки юной звездочки были профинансированы при участии директора первой школы С.Н. Носенко. В феврале Лера побывала в Москве на Всероссийской конференции учащихся «Научный потенциал XXI века». В апреле снова съездила в столицу, где получила диплом I степени и серебряный знак отличия Всероссийского конкурса научно-исследовательских, проектных и творческих работ обучающихся «Обретённое поколение – наука, творчество, духовность» национальной системы «Интеграция». А в июле одаренная анапчанка стала лауреатом I степени Российского летнего турнира-конференции «Шаги в науку – ЮГ» и «Созидание и творчество» в Сочи.
Математика, информатика, физика, химия, геология, астрономия – вот науки, к которым Валерия проявляет особый интерес. Школьница читает энциклопедии, научно-популярную литературу, занимается с репетиторами, и как следствие становится призером муниципальных и краевых этапов Всероссийской олимпиады школьников.
Последние два года Валерия Мацокина входит в ТОП-100 лучших школьников России, который составляет Малая академия наук.
Книги, путешествия и телескоп
Наталья Леонидовна, мама юной звездочки, рано заметила любознательность дочери и стала развивать у нее исследовательские способности.
– В начальной школе мы с Лерой начали проводить маленькие исследования. Как правило, на тему природы или гуманитарного профиля. А потом в средних классах дочка стала сама выбирать темы, которые ей интересны. И тут уже пошли математика, физика. Ее способность разбираться в разных областях знаний – это от папы. Он довольно эрудированный человек, в чем они с дочкой очень похожи, – поделилась Н.Л. Мацокина.
А еще, как рассказала Наталья Леонидовна, у Леры есть удивительная способность учиться полезному у неординарных людей, с которыми сводит ее жизнь. Например, ее так увлекли рассказы соседа геолога, что она при помощи родителей организовала экспедицию по добыче минерала анапаита, получившего свое название в честь нашего города.
Прошлым летом за успехи в образовании Валерия была награждена путевкой в международный детский центр «Артек». Там анапчанка представила свою идею по организации школьного производства сувенирной продукции и стала единственным ребенком, который получил приглашение на круглый стол, касающийся индустрии детских товаров. На серьезном мероприятии Лера не растерялась и высказала свое мнение, что хорошо бы привлекать одаренных ребят к производству. Пусть дети сами попробуют рассчитать себестоимость материала, разработают эскизы и разрекламируют продукцию для сверстников!
В общем, достижения юной анапчанки можно перечислять еще долго! Кстати, Валерия поставила себе цель поступить в Новосибирский государственный университет и в будущем стать ученым. А поможет ей в этом такое отличное качество, как трудолюбие.
– Я не сижу и не думаю, чего бы мне такое открыть. Нет. Исследовательская работа – это труд. Я много занимаюсь, учусь. Когда приходят какие-то идеи, делаю записи в блокноте. Через время просматриваю их и над самыми интересными начинаю работать, – отметила школьница.
Валерия – общительная и доброжелательная девчонка, хороший друг и организатор школьных мероприятий. Никому из сверстников не придет и в голову назвать ее «ботаником», как порой дразнят умных ребят. Однако в свободное время просто гулять во дворе с друзьями ей скучно. Куда любопытнее разглядывать созвездия в телескоп, читать научные труды известных ученых или заряжаться природной энергией в походах с ночевкой.
– Мне это большое удовольствие приносит! – говорит Валерия о своих интересах.