16+

издается с 27 февраля 1918 года

Долго заживали раны войны

25 октября 2016

Как уже отмечалось, сразу же после освобождения города от немецко-фашистских оккупантов анапчане принялись восстанавливать его, а фактически строить заново. Но дела шли очень медленно. По прошествии почти 10 лет, по воспоминаниям старожилов, на многих улицах были расчищены только проезжая часть и кое-где – тротуары. Все остальное представляло из себя груды развалин. В них анапчане выбирали кирпич и камень для индивидуального строительства жилья и восстановления промышленных предприятий и социальных учреждений. Государство на возрождение города из руин не выделяло тогда ни денег, ни строительных материалов.

И только в ноябре 1952 года Совет Министров РСФСР принял постановление «О восстановлении, дальнейшем развитии и благоустройстве курорта города Анапы». Средства стали выделяться на строительство здравниц и благоустройство курортной зоны. На них были возведены три санатория, три дома отдыха, 50 пионерских лагерей и начали осваиваться две курортные зоны: Высокий берег и Пионерский проспект. Восстановление жилого и производственного фондов продолжало осуществляться в основном за счет местного бюджета и силами местных жителей.

Надо отдать должное предприимчивости тогдашнего руководства города. Выделяя земельные участки различным ведомствам и крупным предприятиям под строительство здравниц, оно просило их принять долевое участие в благоустройстве Анапы. Так, например, исполком городского Совета 19 марта 1954 года, закрепляя землю Краснодарскому станкостроительному заводу имени Седина под строительство дома отдыха на 500 мест, попросило руководство предприятия «выделить 100 тысяч рублей для асфальтирования шоссе, проходящего вдоль выделенного участка, и прокладки водопроводной магистрали расстоянием 1000 погонных метров». Подобные обращения следовали и к другим организациям. Фактически это были предложения, от которых нельзя было отказаться.

Так совместными усилиями в 50-е годы были построены молокозавод (в 1956 году здесь установлена автоматизированная линия), мясокомбинат, отделения Госбанка и райсвязи, промкомбинат, школа по подготовке председателей рыбколхозов, учкомбинат, кинотеатр «Родина», летняя столовая «Фестивальная», Театральная площадь и площадь Советов, проведена большая работа по озеленению и благоустройству города.

В 1961 году на заседании горисполкома была утверждена схема разбивки жилой зоны города на 12 микрорайонов, где предусматривалось размещение перспективной сети обслуживающих, культурно-просветительных и других социальных учреждений (магазинов, столовых, бань, ателье, школ, детсадов, биб-лиотек и т.д.). Впоследствии схему скорректировали и построили лишь 12-й, 3 «А» и 3 «Б» микрорайоны.

А в 1963 году в Анапе начали функционировать жилищно-строительные кооперативы, одни из первых в Краснодарском крае. Наряду с государственными предприятиями они строили жилые дома, внося заметный вклад в решение жилищной проблемы. Те, кто имели определенную сумму денег, могли не ждать очереди на получение бесплатной квартиры, а принять долевое участие в строительстве дома и  получить жилье намного раньше.

Постепенно пополнялся автопарк и налаживалось автомобильное сообщение. В октябре 1943 года, по воспоминанию старых автомобилистов, в Анапе на ходу была только одна машина, которую и машиной-то назвать было трудно: крыша у кабины отсутствовала, борта у кузова тоже. Но, слава Богу, двигалась. Перевозила кой-какие товары. А в основном – почту. С годами автомобилей в городе прибавилось. Что-то перепало из военных трофеев. Что-то – из «ленд-лиза».

В 1950 году на улицах Анапы появились первые такси. Их было всего два автомобиля марки М-20 «Победа». Первыми водителями автомашин с «зелеными огоньками» были В.С. Григоренко и  П.Т. Кукосян. Через год город получил еще две  «Победы». А в 1955 году таксомоторный парк пополнился сразу четырьмя автомобилями ГАЗ-12 «ЗИМ».

В то же время появились первые две личные «Победы». Их владельцами, как утверждают краеведы села Витязево, были их односельчане: А.Г. Каранов и Г.И. Филикиди. Впрочем, в Гай-Кодзоре эту версию пытаются оспорить. Стоили тогда «Победы» свыше четырех тысяч рублей. По тем временам деньги большие.
В конце 50-х годов в Анапе насчитывалось немногим более 100 транспортных единиц. Сейчас – около 65 тысяч. Многие анапские семьи имеют по несколько автомобилей.

Анапский район, в состав которого входил город Анапа, несколько раз менял свои границы. В 1962 году его на некоторое время объединили с Темрюкским районом. Тогда власти любили всякие преобразования, слияния и укрупнения, нередко (как потом показала жизнь) лишенные здравого смысла. А вот то, что Анапу в 1964 году Указом Верховного Совета РСФСР отнесли к категории городов краевого подчинения, сыграло для нее положительную роль. Получив административную самостоятельность, наш город стал лучше развиваться.

В 1965 году был создан Анапский территориальный совет по управлению курортами профсоюзов, что дало ощутимый толчок для динамичного развития курорта. Долгое время терсовет возглавлял Владимир Николаевич Аванесов, который внес большой вклад в совершенствование курортной отрасли Анапы. В.Н. Аванесов стал одним из первых Почетных граждан Анапы.

Заместителем у него какое-то время был Леонид Иванович Баклыков, который получил известность не только как организатор и врач, но и как краевед и писатель. Он тоже был удостоен звания «Почетный гражданин города-курорта».

На территории города с 1922 года успешно работает Анапская зональная опытная станция виноградарства и виноделия (АЗОС). В разные годы здесь трудились ученые с мировым именем, профессора: А.С. Мержаниан, А.М. Фролов-Багреев, В.В. Акимцев, А.И. Краснянский, А.С. Щербаков, П.Т. Болгарев. В 1962 году коллектив станции отметил 40-летие со дня образования. К тому времени вина АЗОС: «Рислинг» (столовое), «Золотой берег» и «Букет Анапы» (десертные) на международном конкурсе в Братиславе (ЧССР) завоевали серебряные медали. А всего за всю историю станции ее вина пять раз награждались золотыми медалями, 14 – серебряными и один раз – бронзовой.

Хрущевская «оттепель» не обошла стороной Анапу. В местных здравницах в то время проходили вечера поэзии, где звучала в основном лирика и читали стихи, осуждавшие диктатора Сталина. Ура-патриотические песни теряли свою популярность. Как вспоминают старожилы, в Анапе тогда на танцплощадках чаще всего ставили  пластинки с двумя песнями: «Ландыши» и «Джони, ты меня не любишь». Первая – отечественная, композитора Оскара Фельцмана, за которую его, обвинив в безыдейности, чуть было не исключили из Союза композиторов СССР. Вторая – иностранная, в незатейливом русском переводе.

А потом стала очень-очень популярна песня с продолжением «А у нас во дворе есть девчонка одна».
Люди становились более раскованными и свободными.

Читайте еще новости Анапы