16+

издается с 27 февраля 1918 года

— Жизнь до срока ей крыльев не сложит, а до срока еще — как до звезд…

21 июня 2016

Такие строки посвятили своей маме и бабушке Галине Александровне Чаусовой (на снимке) родные в юбилейном альбоме «Дорога длиною в жизнь», который подарили ей на 90-летие.  На первых страницах – пожелтевшие от времени фотографии прошлого века, где маленькая Галинка рядом с родителями, крестьянами из деревни Никулино, что в Ивановской области. А на последних – хрупкая бабушка в окружении любимых дочерей, 4-х внуков и 5-ти правнуков, старшему из которых 25, а младшенькой Софии – всего 2 года.

И только глаза – задорные,  с огоньком,  остались прежние, молодые, и погасить этот огонек оказалось не под силу ни войне и голоду, ни тяжелому труду и  жизненным утратам.

Война, прошедшая сквозь судьбы

Выросла Галя в большой трудовой  семье, детей было семеро, жили небогато, но дружно. Когда началась война, девочке было всего 15 лет.  Первые дни войны для Галины Александровны – это, прежде всего, проводы на фронт братьев Василия и Николая, слёзы, опустевшая деревня. Забегая немного вперед, скажу, что из всех деревенских, ушедших воевать, вернулся, и то совершенно больным, только старший брат Галины Василий…
Трагически закончилась судьба младшего брата  Николая (на снимке), ушедшего на фронт двадцатилетним парнем. Летчик Николай Коптев был сбит и попал в плен, в концлагерь, где вместе с еще 32-мя узниками поднял восстание, закончившееся расстрелом смельчаков. Земля с места расстрела заключенных привезена после войны в Волгоград и захоронена на одном из мемориалов с указанием списка имен отважных узников.

В семье Чаусовых свято чтят память погибшего, рассказывая о нем и об истории семьи внукам и правнукам.  Один из внуков бабы Гали – Илюша настолько заинтересовался судьбой своего деда, что стал читать в интернете рассекреченные немецкие архивы о работе концлагеря, и ему посчастливилось отыскать фотографию Николая, датированную 1943 годом. Снимок русского летчика, осмелившегося бунтовать,   сделан немцами на допросе перед расстрелом.

Но и оставшимся дома, в деревне, сестрам Коптевым пришлось несладко. Старшая Анна работала на военном заводе, выпускающем снаряды, младшие, в том числе и 15-летняя Галя, трудились в колхозе за взрослых, выращивая для страны хлеб.  Девчушка ростом с ноготок не отказывалась ни от какой работы – возила на быках навоз, подавала снопы на молотилке, поднимала тяжеленные мешки с рожью. «Запрягли мне быка и дали в руки вожжи, – вспоминает Галина Александровна. – А бык меня не слушается, завез телегу в лес, я кое-как выбралась оттуда».

Парадоксально, но в деревне, выращивающей для фронта тонны ржи, хлеба не было вовсе. Если в городах выдавали по норме хоть какие-то пайки, то для крестьян хлеб был запредельным лакомством:  кормились картошкой со своего огорода да подсолнечным жмыхом.

За самоотверженный труд в годы войны баба Галя награждена юбилейными медалями и медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны». Однако почему-то медали этой, удостоверение на которую датировано 6 июня 1945 года, труженице тыла так и не вручили. «Председатель колхоза сказал, что не хватило», – констатирует Галина Александровна. Но она не жалуется, работала ведь не за награды, а для победы, той самой, «одной на всех», за которую «не постояли за ценой»…

Любовь, комсомол… и Сахалин

Первые военные 100 граммов хлеба, который показался ей слаще мёда, Галя попробовала в Ростове Ярославском в 1944 году, когда отец отправил туда дочь в сельскохозяйственный техникум. Закончив обучение, новоиспеченный агроном поехала по распределению в село под Курском.

Оттуда только что ушли немцы. «Всё разбито, голод страшный», – рассказывает Галина Александровна.  Голодали так, что выкапывали мороженую картошку и пекли из неё лепешки, из-за своего неприглядного синюшного цвета называемые в народе «тошнотиками». Но желание жить, молодость, вера в лучшее брали своё. Здесь Галя познакомилась со своим будущим мужем, фронтовиком, дошедшим до Берлина, а после войны – мастером-мостовиком Александром Чаусовым.

Новый знакомый поначалу не очень понравился молоденькой агрономше.  «Не по мне парень – уж больно чернобров,  наверное, красит и брови, и ресницы. Да ещё и в шляпе ходит, хоть и деревенский!»– думала девушка.  Но Саша покорил её сердце любовью и заботой. После недолгих ухаживаний они поженились и больше уже не расставались никогда.

В 1949–м, как ниточка за иголочкой, поехала Галя за мужем, завербовавшимся со своей бригадой на далекий остров Сахалин, где и прожили они 62 года. Здесь родились их дочери Любовь и Татьяна, пошли первые внучата. Муж много работал по партийной линии, так что дом держался на Галине Александровне.
Она и работать успевала – озеленила весь город Холмск, выращивала не только цветы и деревья, но даже арбузы! Квартира сияла чистотой, а дочки, на зависть подружкам, щеголяли в сшитых мамиными руками модных платьицах.  Зимой всей семьей ходили на лыжах, читали книги,  которых в доме Чаусовых всегда было превеликое множество. К слову, Галина Александровна каталась на лыжах до 75 лет! А любовь к книгам и кроссвордам сохранила до сих пор.

Вот уже четыре года как, овдовев, переехали  они с дочерью Татьяной в Цибанобалку. Зимой «мужчина» в этом доме только один – огромный суперпушистый сахалинский кот  Миша, а летом приезжают  к бабушке Гале многочисленные внуки и правнуки, наполняя дом и сад веселым гомоном. 

Читайте еще новости Анапы