16+

издается с 27 февраля 1918 года

Как начиналась полиция в станице

5 декабря 2016

Минувшей осенью исполнилось 100 лет с момента создания полиции в станице Гостагаевской. В историко-краеведческом музее школы № 15 хранятся копии документов из Государственного архива Краснодарского края, свидетельствующие о том, как тогда решался этот вопрос.

Выборные и должностные лица станичного сбора (присутствовало 55 человек из 76, имеющих право голоса на сборе) 19 сентября 1916 года приняли решение. Приводим выдержки из «Приговора № 205»:

«Выслушав разъяснения господина Участкового начальника I-го участка Таманского отдела о том, что в нашей Гостагаевской станице молодые парни в последнее время всё более и более проявляют буйство, драки и всякого рода хулиганство. И что борьба к прекращению подобных явлений станичной администрации не под силу, а лишь только можно прекратить это зло учреждением в нашей станице должности полицейского урядника. Обсудив этот вопрос всесторонне, вполне осознаём, что в станице Гостагаевской установление должности полицейского урядника действительно необходимо. А посему с общего голоса постановили: Сим нашим приговором покорнейше просить ходатайства его высокоблагородия господина Атамана Таманского отдела об учреждении в станице Гостагаевской должности полицейского урядника и о скорейшем назначении на эту должность лицо, не принадлежащее к числу жителей станицы Гостагаевской. Жалованье полицейскому уряднику определяем из наших общественных сумм по положению».

Подписали приговор временно исполняющий дела Гостагаевского станичного атамана Новохацкий, казаки О. Пушкарь, И. Шкуро, Николаенко, В. Шевченко, А. Журавель, Н. Гарькуша, Т. Колмык, П. Щерба, Ф. Остришко, С. Конюхов, Я. Собка, О. Сербин, С. Колмык, А. Авраменко, П. Колесник, Г. Бондарь, И. Геращенко, С. Метлицкий, Д. Бондура, Т. Барилко, И. Фалько (еще девять подписей казаков разобрать не удалось). Завершает документ свидетельство гр. Жука, которому доверили за себя подписать неграмотные И. Белый, Е. Гузько, Г. Сокол, С. Григоренко, С. Левченко, К. Жадан, Ф. Верещака, Ф. Мизин, К. Бондарь,  И. Заиц, К. Колесник, Н. Шкура, К. Огарь, М. Кривонос, Г. Мирошник, Ф. Кацуба, Н. Никитченко, С. Фомич, П. Чёрный, Г. Чёрный, С. Левченко, Л. Гайдара.

Учреждение должности, содержание которой возлагалось на станичное общество, проходило не совсем гладко, чему свидетельством следующее решение станичного сбора (приведем Приговор № 254 от 30 октября 1916 года).

«Выслушав предписание Атамана Таманского отдела от 15 октября сего года за №4938 относительно учреждения в ст.Гостагаевской должности полицейского урядника, мы в дополнении приговора нашего от 19 сентября сего года за №205, в котором определено жалование полицейскому уряднику по положению считая 540 рублей в год, постановили:

1) Должность нашего полицейского урядника в станице Гостагаевской учредить на один год;
2) Пятьсот сорок рублей внести в казначейство за год вперёд.
Что же касается квартирных, отопления, освещения и воды, то в этом мы по своей совершенной бедности обещать не можем и при обсуждении этого вопроса 19 сентября лишь только имелось ввиду одно жалованье 540 рублей.

В том и подписываемся: Председатель сбора Гостагаевский станичный атаман вахмистр Григорий Бондарь, выборные и должностные лица…»
Вот так, используя демократические формы казачьего самоуправления, в станице Гостагаевской была учреждена должность полицейского урядника.

Среди других записей воспоминаний станичников, относящихся к истории надзора за общественным порядком в станице, в музее гостагаевской школы № 15 хранится любопытный рассказ жителя станицы Виктора Георгиевича Бурлуцкого о предвоенной (накануне Великой Отечественной войны) Гостагаевской.
«В центре станицы располагался сельский совет, рядом базар. Торговали всем: домашними колбасами, молочной продукцией, рыбой и вином…

Всю станицу обслуживал один милиционер по фамилии Косинцов. Ему по штату полагались: кабинет (находился в здании сельского совета), кутузка (небольшая комната с доб-ротной дверью и решёткой на окне), лошадь, конюшня и конюх. Воровства и убийств или ещё каких серьёзных правонарушений не было. Но иногда милиционеру Косинцову приходилось помещать в кутузку чрезмерно разбушевавшегося пьяного казачка. Тогда нарушитель спокойствия сидел там до тех пор, пока за ним не приходили родственники.

С самого утра милиционер начинал обход местного базара. Медленной походкой, с деловым видом он подходил к винному ряду. Продавцы дружно здоровались с ним и предлагали отведать своего самого лучшего винного нектара. Дегустация начиналась с крайнего торговца. Хозяин вина услужливо наливал представителю власти стакан и, затаив дыхание, следил за тем, как Косинцов медленно, со вкусом (сначала понюхав) поглощал содержимое. Дух продавец вина переводил только тогда, когда милиционер допивал содержимое стакана, одобрительно «крякал» и начинал движение в сторону следующего торговца, промакивая по дороге губы носовым платком.

Но иногда бывало так, что дегустация заканчивалась тем, что лицо милиционера искажала гримаса отвращения, и тогда все слышали, как он кричал: «А ну пошёл вон со своим пойлом и чтобы я тебя здесь никогда больше не видел!» Хозяин такого вина быстренько грузил свой товар на бричку и спешно покидал базар. После обхода базара Косинцов садился на лошадь и объезжал станицу».

В настоящее вре-мя в станице находится отделение полиции отдела МВД России по городу Анапа, которое обслуживает три сельских округа: Гостагаевский, Джигинский и Первомайский. В отделении 14 штатных сотрудников. Станицу Гостагаевскую обслуживают три участковых уполномоченных. Они круглосуточно работают на подведомственных им территориях, первыми приходят на помощь людям в трудную минуту. 

Читайте еще новости Анапы