издается с 27 февраля 1918 года
Хозяину кабинета приходится порой здесь дневать и ночевать. Реалии спасательной службы таковы, что работа здесь заканчивается не по регламенту в 18.00, а только тогда, когда достигается цель задания. А это, как правило, спасение человеческой жизни и ликвидация чрезвычайной ситуации. И длиться этот спасательный процесс может от считанных минут до нескольких суток.
С чего всё начиналось…
Первое спасательное подразделение в Анапе было организовано в 2000 году группой энтузиастов. Состояло оно из 8 человек, двое из которых были совсем мальчишками. «Начинали с отвертки и молотка», – вспоминает Игорь Викторович.
Сейчас в отряде 18 человек, 3 специальных автомашины, начиненные современным комплектом оборудования на все случаи жизни, и 2 плавательных средства. «Коллектив у нас хороший, надежный, каждый спасатель – универсал, для которого нет такой работы, которую он бы не смог выполнить, – с гордостью рассказывает Саенко. – Сюда идут не за деньгами – их тут особо не заработаешь. Это зов сердца, желание помогать людям, есть, конечно, и своя романтика».
Профессионализм важнее геройства
Вопреки расхожему мнению о том, что спасателями работают только герои, Игорь Викторович делает поправку: «Герои здесь не нужны, а нужны обыкновенные, работящие, спокойные парни, досконально знающие свое дело».
Прибывая к месту происшествия, спасатель должен представиться пострадавшему, постараться отвлечь его от стресса и боли и, убеждая, что всё будет хорошо, продолжать свою работу.
За время работы в отряде он видит столько людских страданий, смертей, боли, страха, сколько видит только, пожалуй, солдат на фронте, на передовой. А у спасателя такой «фронт» – каждый день. За 11 месяцев текущего года, говоря профессиональным языком сухой отчетности, анапскими спасателями отряда «Кубань-СПАС» выполнено 66 работ, спасено 33 человека, из которых 2 ребенка.
Одна надежда – на спасателей
Самое сложное – это поисково-спасательные работы в горно-лесистой местности. Пик таких работ приходится на летний период. Сукко, Большой и Малый Утриш – излюбленные места охочих до острых ощущений туристов.
Вот самая обычная ситуация, приводящая к вызову спасателей: идут такие отдыхающие по урезу воды, как устанут, решают подняться вверх по горе, дабы сократить путь. На середине подъема начинается так называемый «сыпун» и, испугавшись, горе-альпинисты уже не могут двинуться ни вверх, ни вниз. Вот тогда и остается одна надежда на спасателей, которым, прежде чем приступить к операции вызволения людей со склона, нужно сначала их просто найти. Ведь курортники – народ неместный, они не могут даже объяснить, где их искать.
Зачастую для поиска пострадавших на горных склонах прибрежной полосы используется катер. И ничего удивительного в этом нет. На самом деле с моря увидеть пострадавших на крутом склоне легче, чем с берега или с вершины горы, а уж потом с катера координаты застрявших туристов передать по рации спасательной группе, оснащенной альп-снаряжением.
Зажатые в искореженной в ДТП машине люди, пострадавшие во время нагонной волны сельские жители, заблудившиеся грибники, серфингисты, попавшие в шторм, любопытный малыш, головенка которого застряла между прутьями перил на лестничной клетке – кого только не приходится спасать сотрудникам анапского отряда! Иногда приходится оказывать помощь и сотрудникам правоохранительных органов во время следственных действий, помогая проникнуть в труднодоступные места или помещения. И на самые сложные случаи Игорь Викторович всегда выезжает лично, возглавляя спасательные работы.
ЧС – реальность или злая шутка?
Но пожизненная необходимость быть начеку, в готовности в любой момент выехать на помощь пострадавшим стала для Саенко и его товарищей привычкой. К такому ритму работы привыкли сами спасатели, их семьи, и на жизнь не сетуют. Вот что, а вернее, кто вызывает законное возмущение Игоря Викторовича, так это «шутники» и безответственные граждане.
Так, этим летом на пульт к дежурному поступил тревожный звонок от 30-летнего отдыхающего: мол, заблудился, где нахожусь, не знаю, сломал ногу, телефон «садится». Двое суток спасатели, казаки, лесничие прочесывали окрестности Анапы в поисках пропавшего гостя курорта из Самарской области, уже и вертолет из Геленджика собирались вызывать на подмогу. А «пострадавший», живой и здоровый, обнаружил себя… перепиской в соцсетях! Для спасателей осталась загадкой причина такого поведения курортника, а на все упреки с их стороны он ответил просто: «Это же ваша работа».
«Очень обидно, – сетует Саенко, – когда тратишь силы, нервы, время на то, чего нет. А ведь где-то нас очень ждут, на кону – человеческая жизнь, и счет идет на минуты…»
В часы отдыха
Но, несмотря на такой напряженный ритм жизни, Игорь Викторович находит время и для семьи. Лучший отдых для него – прогулки по уже опустевшей от шумных отдыхающих Анапе с дочуркой Настенькой. А вечером он любит посидеть в кресле с книгами Шолохова или Толстого. Несмотря на то, что читаны они им много раз, но при каждом прочтении Игорь Викторович делает для себя все новые и новые открытия любимых произведений.