16+

издается с 27 февраля 1918 года

Не вернёшься домой – расстрел

21 июня 2016

От послевоенной фотографии юной Шурочки Комогоровой (верхний снимок) просто глаз не оторвать. С таким взглядом – хоть на киноэкран, да крупным планом. В нем и пройденные страдания, и страстное желание жить по-человечески…

Александра Григорьевна Комогорова родилась в 1925  году в селе Слобода Липецкой области. В 1936-м году семья переехала в Анапу, а через пять лет началась война. Этот день – 22 июня 1941-го года – запомнился слезами мамы и суровым молчанием отца. 5 августа отец ушел на фронт. А 31-го Анапу заняли оккупанты. 

– Я видела, как они ехали по улице Самбурова на машинах и мотоциклах, – вспоминает Александра Григорьевна. – Конечно,  было очень страшно. Люди убегали в лес. Потом пришлось вернуться, потому что оккупанты пригрозили – тех, кто не вернется в свои дома, будут расстреливать на месте как партизан.

– У людей отбирали продукты, – продолжает ветеран войны. – У нас в огороде были закопаны корнеплоды. Кто-то донес румынам, они пришли, раскопали и все забрали.  Мама плакала, умоляла, чтоб хоть немного оставили – детей ведь куча. Так ее жестоко избили.

В лагере

Когда фашистам понадобилась рабочая сила, они  собрали молодежь и увезли в п. Горный, на строительство блиндажей и окопов. Сюда постоянно подвозились орудия и боеприпасы.

Много лет спустя Александре Григорьевне выдали удостоверение для бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей. Теперь даже представить трудно, как вообще можно было выжить в нечеловеческих условиях: питаться, чем придется, спать на полу и рыть землю от зари до зари. Там же, на строительстве укрепрайонов, работали и советские военнопленные. Видимо, фашисты готовились к наступлению  Красной Армии.

19 сентября 1943-го года, когда врагов уже гнали с советской территории, они решили вывезти наших людей в Германию. Увозили в порт Кавказ, грузили на плоты и баржи.

20-го сентября началась бомбежка, Александра спряталась в воронке. Как только бомбежка закончилась, решила бежать.
Босиком, в лохмотьях вышла на дорогу, дошла до пшеничного поля и вдруг услышала:
– Шура!

Оказалось, за ней шли ее знакомые – Тамара и Петя. Петя хорошо ориентировался на местности, повел девушек к Анапе. Вдруг на дороге появилась военная машина, из нее выскочил человек в немецкой форме. Бежать было некуда.

Освобождение Анапы

Случилось чудо. Парни в немецкой форме оказались советскими разведчиками. Беглецов довезли до самой Анапы и приказали спрятаться в траншее. Это их и спасло: вокруг бомбежка, стрельба, все горит. Наши десантники наступают с моря, со стороны Сукко – партизаны. Немцы в панике бегут.

21-го сентября все стихло. По анапским улицам пошли, наконец-то, наши войска. А вскоре из репродуктора зазвучал голос Левитана, который сообщал о радостном событии – освобождении Анапы от немецко-фашистских захватчиков.

До окончательной победы было еще далеко. Шурочка устроилась в моршколу, работала на восстановлении учебных корпусов. Это была очень тяжелая работа, особенно для девчонок, которые таскали носилки с раствором.

После войны, уже на рыбзаводе, заколачивала гвоздями ящики с хамсой и мечтала о настоящей профессии, где нашлось бы применение всем ее способностям. Грустила, что нет, как тогда казалось, реальных перспектив.

Руководителями не рождаются

В 1954 году Александра Комогорова устроилась на хлебозавод уборщицей. Рабочих рук не хватало, и вскоре молодая энергичная женщина стала мастером печи. Старательность и расторопность мастера были замечены. Ее назначили сначала бригадиром, а позднее и заведующей производством (нижний снимок). Одна из первых в Анапе она получила звание «Ударник коммунистического труда», была избрана делегатом 23-го съезда КПСС.

За многолетний добросовестный труд Александра Григорьевна награждена орденами Трудового Красного Знамени и «Знак Почета». Какой ценой давались эти успехи, – знали только близкие.

– Мама работала на износ, не жалея сил.  Ее вызывали в любое время, когда случались какие-то сбои, – рассказывает дочь Александры Григорьевны Татьяна. – И она всегда спешила на помощь. Если надо – сама становилась к печи.

Личная жизнь складывалась тоже не просто. В совсем еще молодом возрасте нелепо погиб сын. Вслед за ним умер муж. И это не все. Ей довелось пережить смерть и второго мужа.

Что дальше? Почет и уважение, пенсия и право на льготы, которое дает удостоверение для лиц, награжденных орденами и медалями за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в годы Великой Отечественной войны.

В честь 70-летия освобождения Анапы от немецко-фашистских захватчиков Александре Григорьевне был вручен памятный нагрудный знак.
Есть благоустроенное жилье, есть, наконец, все условия для спокойной, размеренной жизни. Вот только здоровья нет. Сказались тяготы фашистского лагеря, тяжелые военные и послевоенные годы.

К счастью, в свои девяносто лет ветеран Великой Отечественной войны Александра Григорьевна Комогорова не одинока.  За ней ухаживают дочь Татьяна и зять Николай. Жизнь продолжается…

Читайте еще новости Анапы