16+

издается с 27 февраля 1918 года

Одна война сменилась другой

19 мая 2016

К началу Первой мировой войны Анапа была одним из лучших курортов Российской империи. А жизненный уровень анапчан – одним из высоких в стране. Были, естественно, и проблемы: не все городские улицы вымощены, требовалось осушить плавни, улучшить водо- и электроснабжение. Планировалось протянуть железную дорогу из Тоннельной в Анапу, пустить по городу трамвай, расширить коечную сеть здравниц. Планов было много, но их осуществлению помешала война.

Первую мировую анапчане, как и многие россияне, встретили с патриотическим воодушевлением. Победа виделась близкой и казалась легкой. Да и вначале война способствовала наполняемости курорта. В Европе шли бои, и ездить туда отдыхать и лечиться было опасно. Поэтому Анапа и другие российские курорты стали более востребованы, чем раньше.

Но вскоре эйфория прошла. Война затянулась и тяжелой ношей легла на плечи простых людей. Росло число убитых и раненых российских солдат и офицеров. Полегли на полях сражений каждый третий из мобилизованных анапчан. Санатории Будзинского были превращены в госпитали. Об отдыхе и лечении уже не думали, и курорт окончательно зачах.

Практически остановились промышленные и сельскохозяйственные предприятия в Анапе, работать на них стало некому. Введенный царским указом сухой закон нанес ощутимый удар по виноделию и виноторговле. В экономике города наступил кризис, резко упал уровень жизни анапчан.

Чтобы выжить, женщины массово начали торговать вещами. В Анапе в то время организовали несколько кооперативов, в которых пряли и вязали шерстяные кофты и свитера, перешивали одежду. Известная советская поэтесса Мариэтта Шагинян в те годы жила в нашем городе и посещала курсы вязания. Потом она об этом напишет в рассказе «Прялка». Торговали с рук не только вещами, но и украшениями и изделиями из драгоценных металлов. Особенно было популярно серебро. Его быстро раскупали казачки из соседних станиц. Резко выросло в цене продовольствие, ставшее большим дефицитом.

Февральская революция 1917 года активизировала политическую жизнь в Анапе. Митинги и собрания стали привычным явлением. Наибольшей популярностью у местного населения пользовалась тогда партия социалистов-революционеров (эсеров). Ее поддерживали многие анапчане. На выборах эсеры получили большинство мандатов в городскую думу и сформировали местную исполнительную власть.

Главой города стала внучка Дмитрия Васильевича Пиленко поэтесса и общественная деятельница Елизавета Юрьевна Кузьмина-Караваева, вошедшая в историю как участница французского сопротивления в годы Второй мировой войны под именем Мать Мария (в Анапе памятник ей установлен в 1990 году в сквере, рядом с морским вокзалом, а неподалеку находился фамильный особняк Пиленко, в котором она выросла и долго жила).

Эсеры выражали интересы интеллигенции: врачей, учителей, служащих и представителей мелкой и средней буржуазии. Они в Анапе составляли значительную часть населения. О большевиках, захвативших власть в Петрограде в октябре 1917 года, анапчане почти ничего не знали. Но когда в город начали возвращаться большевистски настроенные фронтовики, они провели активную агитацию среди населения за Советскую власть. Рассказывали, что большевики во главе с В.И. Лениным положили конец надоевшей войне и обещали по справедливости решить земельный вопрос. Агитация, правда, особого успеха не имела.

Тогда Петр Прохоренко, Фёдор Глотов и другие активисты создали гарнизонный комитет, куда помимо местных большевиков вошли представители размещенных в Анапе пулеметной роты и пограничного отряда. Был взят курс на вооруженный захват власти в городе. Из соседнего Новороссийска пригласили профессионального революционера Павла Протапова, чтобы он помог воплотить замысел в жизнь. Под его руководством был организован революционный комитет, и 18 февраля 1918 года созван в курортном зале митинг, на котором провозгласили об установлении Советской власти в Анапе.

Ревком объявил о роспуске законно избранной городской думы и лишении полномочий лигитимного городского головы и его аппарата. Несогласными с тем решением депутатами и чиновниками занимался революционный трибунал, который возглавлял Христофор Инджибели.

Ревком взял под свой контроль телеграф, почту, казначейство. Были национализированы банк, здравницы Будзинского и другие санаторно-курортные учреждения. Особняки и дачи отняли у их законных владельцев, большинство зданий уникальной архитектуры разграбили и разрушили. Начался передел земли.

Репрессии против бывших хозяев жизни вызвали недовольство многих анапчан новой властью. 15 апреля Павел Протапов и секретарь ревкома Петр Разумихин были убиты. После этого большевистский террор против населения стал более массовым и жестоким.

Когда в конце августа 1918 года Анапу захватили белогвардейские отряды под командованием генерала Покровского, немало горожан, приветствуя их, поверили в возвращение прежней, дореволюционной жизни. Но надежды оправдались лишь частично. И только для отдельной части населения. С приходом деникинцев в городе открылись рестораны и кофейни, начали работать кинотеатры и развлекательные учреждения, возродилась частная торговля. Вернулись состоятельные анапчане, сумевшие убежать от преследования красных, но их было немного. Большую часть местных богачей большевики успели уничтожить за те несколько месяцев, что были у власти.

Возвратившиеся жаждали мщения. Да и сами деникинцы начали активно выявлять тех, кто поддерживал Советскую власть. И на смену красному террору пришел белый. Сегодня трудно сказать, какой из них был беспощаднее. И кто – революционный трибунал или деникинская контрразведка – действовали более жестоко. Крови пролили и те, и другие предостаточно. Террор есть террор. И неважно, какого он цвета.

Так на смену завершившейся первой мировой войне (ее тогда называли империалистической) пришла гражданская, более кровопролитная, жестокая и бессмысленная.

С приходом белогвардейцев на юг, и в том числе в Анапу, хлынули толпы беженцев из Петрограда, Москвы и других городов России. Кто-то надеялся эмигрировать в другие страны морским путем, кто-то хотел переждать смутное время в деникинском тылу. В нашем городе тогда поселились члены царской семьи, депутаты Государственной думы, банкиры, купцы, артисты и т.д. В их числе известная балерина Матильда Кшесинская, организатор скаутского движения в России Олег Пантюхов и другие. Наверное, ни до, ни после в Анапе не находилось одновременно столько известных людей, как в то время.

В белом движении не было единства. Существовали противоречия между деникинским командованием, Кубанской Радой и верхушкой Кубанского казачества. Каждый тянул одеяло на себя. А «когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет», – как писал известный баснописец. Отчасти это и стало причиной отступления деникинцев с территории Кубани.

В марте 1920 года Анапу захватили красные. Вновь здесь была установлена Советская власть.

1. Анапа. Лечебница д-ра Будзинского, около 1914 года (издатели: Анапа, 1917 год. Издание Г. Петрова, тип. 1.)
2. Анапа. Берег моря у санатория д-ра В.А. Будзинского (издатели: Анапа, 1917 год. Издание магазин Новостей Г.Г. Петрова).

Читайте еще новости Анапы