16+

издается с 27 февраля 1918 года

Зачем казак из Анапы греческий язык выучил

1 ноября 2023

Сергей Мумин

В доме супругов Геннадия Дмитриевича и Софии Георгиевны Михайловых из села Витязево казачьи регалии на стене соседствуют с государственным флагом Греции. В семье подают и кубанский наваристый борщ, и понтийские котлеты кофтедес с капустными листьями, и другие блюда греческой кухни.

Усы не сбрею!

Председатель совета стариков хуторского общества «Хутор Благовещенский» есаул Геннадий Михайлов – потомственный кубанский казак. Родился в станице Петропавловской Курганинского района.

– Мой прадед по отцовской линии был полным георгиевским кавалером, погиб в 1920-м, прадед по матери тоже имел Георгиевские кресты, – рассказал Геннадий Дмитриевич. Об истории нашего рода мне рассказала прабабушка. Она дожила до 106 лет и до последнего времени все спрашивала у внучки: «Люба, расскажи мини, щоб я знала, як сердце болыть?».

Прабабушка всю жизнь проработала в колхозе. В советские годы открыто вспоминать о своих казачьих корнях было не принято. Однако пожилая женщина все-таки потихоньку рассказывала пытливому праправнуку, «як жилы при царю».

– В хозяйстве прадеда было 28 батраков, которые помогали содержать коров, свиней, овец, – продолжил Геннадий Михайлов. – Но прабабушка вставала первой и ложилась спать последней, работала не покладая рук. Я называл ее на «ты». Ей это нравилось, но вызывало недовольство у отца и матери, потому что казаки по обыкновению обращались к родителям на «вы».  

Однажды прабабушка поведала школьнику Гене, как видела самого Государя Императора. Она приезжала на фронт проведать мужа, воевавшего с турками в составе 1-го Лабинского полка. После ранения его перевели воевать с немцами. Царь вручил прадеду четвертый Георгиевский крест и золотую шашку. Государь обычно с наградой дарил и памятный подарок. Так с третьим «Георгием» он пожаловал прадеду золотые часы.

В церковные праздники, которые в Стране Советов не отмечались, к прабабушке приходили ее подружки. Сельские женщины выпивали по рюмочке и тихонько пели старинные кубанские песни.

Рассказы о предках запали в душу Геннадию. Он чувствовал себя казаком, с юношеских лет отпустил усы, которые не сбрил даже в годы армейской службы.

– В Советской армии носить усы солдатам-срочникам запрещалось, – заметил Геннадий Дмитриевич. – Исключение предоставлялось только представителям нацменьшинств – уроженцам Кавказа. Я заявил прямо, что являюсь казаком и усы не сбрею. Даже организовал волейбольную команду и назвал ее «Казаки». Дело дошло до замполита полка. Тот махнул рукой: «Ладно, пусть ходит с усами!».

После армии, в 1979 году, Михайлов по личным обстоятельствам переехал в Анапу, получил специальность строителя в сельхозтехникуме и работал на стройках курорта. Прошел пусть от электросварщика до начальника стройучастка. В начале 90-х, когда стало возрождаться казачество, вступил в его ряды.

Здесь же, на курорте, встретил Геннадий Дмитриевич и личное счастье – свою Соню.

Под звуки понтийской лиры

Софья Георгиевна, в девичестве Кариафили, – коренная жительница Витязева. Ее прабабушка в годы войны спасла советского летчика, сбитого над лиманом. В то время в селе хозяйничали румыны.

Отец Софьи, Георгий Михайлович, был музыкантом-самоучкой, играл на аккордеоне, баяне и понтийской скрипке – лире, а мама, Елена Лазаревна, вела домашнее хозяйство.

– Этот дом папа и построил, а дальше достраивал уже мой казачура, – так шутя называет супруга Софья Георгиевна.

Она отучилась в Краснодарском торговом техникуме и вернулась в Витязево. Работала в совхозной столовой, а зимой вместе со всеми выходила на обрезку и подвязку виноградника.

Пленил понтийскую женщину кубанский казак со смолистыми усами. В семье родился сын Георгий. Не обошлось без трудностей. В «лихие 90-е» нужно было как-то выживать, кормить семью. Супруги Михайловы занялись бизнесом, часто ездили за товаром за границу, а вскоре и вовсе перебрались на Кипр. Для этого Геннадий Дмитриевич выучил греческий язык. Жилось там неплохо, но все равно тянуло домой, потому и вернулись в Витязево.

Геннадия Михайлова казаки встретили с радостью, назначили командиром дружины. С начала 2000-х дружинники при поддержке общества греков «Горгиппия» помогали полицейским поддерживать правопорядок в курортном селе. Проводили рейды, выявляли незаконных мигрантов на стройках и в торговых точках.

Недавно Геннадия Дмитриевича избрали председателем совета стариков хуторского казачьего общества. Он часто встречается с учащимися казачьих классов средней школы № 3, рассказывает ребятам о народных традициях, о подвигах предков – защитников Отечества. При этом еще продолжает работать в одной из организаций в промзоне хутора Воскресенского.

Пока супруг работает или «казакует», Софья Георгиевна ведет домашнее хозяйство. Кубанский борщ она готовит в большой кастрюле, потому что отведать его собирается вся многочисленная родня Михайловых. На стол здесь могут подать фаршированные баклажаны и сирон – понтийское угощение из пресного теста и соуса из йогурта с чесноком.

В канун Пасхи хозяйка, как и подобает казачке – «берегине» домашнего очага, печет праздничные куличи, а на старый Новый год по греческой традиции подает на стол торт с заложенной в него монетой «на счастье». Разрезает торт хозяин дома. По кусочку каждому члену семьи, а еще один кусочек – к иконе, ведь казаки и греки – люди православные. Бытует мнение, что того, кому достанется запеченная в торте монета, ждет благополучие. Если монета оказалась в куске, предназначенном иконе, то год будет благоприятным для всей семьи. Монета хранится около иконы до следующего старого Нового года.

Вот так в одной семье сохраняются и передаются молодому поколению вера предков и добрые традиции двух народов – кубанских казаков и понтийских греков. В этом секрет счастья супругов Михайловых. Пусть монетка в праздничном торте как можно чаще достается семейной иконе.

Читайте еще новости Анапы