16+

издается с 27 февраля 1918 года

Анапский священник рассказал, грешно ли отмечать Масленицу

26 февраля 2020

Виктория Сологуб

В самом разгаре Масленица – праздник яркий, шумный, радостный. При одном только этом слове воображение сразу рисует горы румяных блинов, горящие, как жар, медные самовары, народные гуляния, балаганы, потешки, скоморохов и смельчаков, что лезут за сапогами на масленичный столб. А между тем существует мнение, что праздник это скорее языческий, нежели христианский. Да, и как вообще православная Церковь смотрит на весь этот безудержный разгул? С этим вопросом мы обратились к настоятелю Свято-Серафимовского храма в Анапе – протоиерею Александру Карпенко.

Отец Александр, а ведь Церковная традиция не считает Масленицу «своим» праздником? В православном календаре, насколько я знаю, даже нет такого названия. Есть Сырная седмица, которая имеет иной смысл, нежели уходящая своими корнями в языческое прошлое Масленица?

– Да, корни у этого праздника языческие. Но Церковь ведь многое облагородила и наполнила христианским смыслом. Начиная с того факта, что на языческих капищах строились первые христианские храмы. И во многом другом Церковь пытается обратить народные верования к истинному Богу. Христианство – религия преображения, которая все, что с ней соприкасается, не нивелирует, а очищает от греховной грязи и переосмысливает в ключе Евангелия.

– А что значит Масленица в христианском смысле?

– По сути, это последняя, подготовительная неделя перед Великим Постом. И она посвящена одной цели – примирению с ближними, прощению обид, подготовке к покаянному пути к Богу – в этом христианская составляющая Масленицы. Это время нужно посвятить доброму общению с ближними, родными, благотворению.

Всего же, вы, наверное, знаете, Великому Посту предшествуют три подготовительные недели (седмицы) – Неделя о мытаре и фарисее, Неделя о блудном сыне, Неделя о Страшном Суде, когда мы последний день вкушаем мясо.

То есть когда мы говорим «страшный суд», это несовместимо с тем разгулом, который порой случается на Масленицу. И «неделя о страшном суде» говорит о том, что все мы будем держать ответ перед Богом за наши дела. Об этом нужно думать сейчас, накануне поста. Пост – это как очищение себя, капитальный ремонт, можно сказать, профилактика своей жизни, потому что все мы загрязнены греховными поступками, мыслями. И пост нам дается как инструмент для того, чтобы осознав это, мы стали чище. Так что эта подготовительная неделя нисколько не должна быть сплошным гуляньем.

– То есть, Церковь против массовых народных гуляний на Масленицу?

– Ну отчего же?! В светском мире любят массовые праздники, народные гуляния – блинов поесть, повеселиться. И Господь при встрече со своими учениками всегда повторял: «Радуйтесь!». То есть, вера православная – она призывает к радости. Потому что свершилось самое главное для человечества – Господь через свою жертву крестную совершил спасении рода человеческого. Вот об этом нужно радоваться. Но радость бывает разная. Есть истинная, осознанная, духовная радость. А есть разудалое веселье, не ограничивающее себя ни в чем – это не то, что должно присутствовать на Масленицу.

– А в кулачных боях могут православные участвовать?

– Ну что ж, если кто-то в этом находит себя, то пускай потешится. Но все это не должно быть безудержно. Запретить мы это не можем. Церковь вообще ничего не запрещает, а только призывает.

Вот чучело, сожжение на площади – это действительно языческий момент, от которого следует воздержаться нашим городским учреждениям культуры, организующим гуляния. И хотелось бы, чтобы больше звучало христианской тематики, информации о сути предстоящего Великого Поста. А не только скоморохи, петрушки и чучела, которые заедаются блинами и запиваются горячительными напитками.

– Батюшка, в Вашем приходе планируются масленичные торжества?

– Конечно! И блины будут, и балалайка. Однако все это – достаточно сдержанно. В субботу и воскресенье после литургии будем печь блины, так что приходите к нам в храм, будем рады!

Читайте еще новости Анапы