Коронавирус в Краснодарском крае. Официальная информация

№ 67 (14352)

издается с 27 февраля 1918 года

Комсомолу 100 лет. Интересные факты о жизни первых комсомольцев Анапы

29 октября 2018

Оксана Чурикова

Участники художественной самодеятельности "Синяя блуза", 1929 год

Сегодня отмечается 100 лет со дня рождения ВЛКСМ. Удивительное дело: организации уже давно нет, а юбилей есть!

Вечная молодость комсомола объяснима, ведь она связана с молодостью сотен и тысяч людей, посвятивших ему свою жизнь. И воспоминания об этой юности зачастую самые яркие и незабываемые.

В преддверии юбилея заведующая отделом краеведения Анапского археологического музея Элла Плиева предоставила редакции уникальный материал «Из истории анапского комсомольского движения 20-30 годов XX века». К сожалению, в полном объеме мы опубликовать его не можем, но передать сегодняшней молодежи с его помощью атмосферу тех буреломных лет постараемся.

 «Окна РОСТА»

Официальной датой рождения ВЛКСМ считается 29 октября 1918 года. Однако в Анапе первые комсомольцы появились только в 1920-м.  А через три года был организован молодежный клуб «Юнсекция», заведовал которым Василий Маньковский. Здесь действовал целый ряд кружков, в том числе художественной самодеятельности «Синяя блуза», русский и даже украинский драмкружки. Каждый вечер там кипела бурная жизнь – проводили комсомольские собрания, диспуты, лекции, распевали революционные песни, ставили спектакли.

Периодической печати не хватало, поэтому комсомольцы организовали «световую газету». Ежедневно через аппарат в окно высвечивались сообщения из газет, политические юморески, карикатуры, агитки. Вся информация переносилась на стеклышко размером 9 на 12 сантиметров. И надо отметить, что улице Пушкинской перед окнами клуба собиралось немало зрителей.

Анапская городская конференция РЛКСМ, 1924 год

Пионерам – лучшее

В январе 1923 года райком РКСМ создал комсомольский штаб по организации пионерских отрядов в городе и сельских населенных пунктах. А одна из первых пионерских организаций появилась в детском доме, где воспитывались дети погибших борцов революции. Для пионеров была сшита форма – синие шаровары, белая блуза и красный галстук. Образовательные учреждения Анапы тогда не могли охватить всех детей, поэтому при штабе была создана четырехклассная школа, в которой комсомольцы не только учили и организовывали досуг детей, но и кормили, принося продукты из дому. А летом выезжали с ними в район Сукко и жили в палаточном лагере.

Факельное шествие на Пасху

Активисты вспоминают, с какими невероятными трудностями происходило создание комсомольских ячеек в казачьих станицах. Первых комсомольцев называли безбожниками, не принимали в молодежные компании, запугивали. А сами комсомольцы весьма активно вели антирелигиозную борьбу, хотя знаний для бесед с научными доказательствами не хватало. Иногда дело доходило до курьезов.

«В день Пасхи, чтобы отвлечь молодежь от церкви, мы… придумали устроить шествие-демонстрацию с факелами, пройти мимо старой церкви, крепостных ворот к новой церкви. Но среди населения, которое прибыло на лошадях и повозках из поселков Алексеевка, Су-Псех, Джемете, где не было церквей, началась паника, лошади перепугались, летели крашеные яйца и куличи, а мы продолжали свое шествие. Наутро всех вызвали на внеочередное бюро райкома партии и сделали внушение, секретарю райкома комсомола тов. Васильченко объявили выговор, запрещая подобным способом вести пропаганду», — вспоминал секретарь городской крестьянской ячейки Сергей Болотный.

Клуб "Юнсекция", агитбригада

На уборке хлопка

Во время коллективизации комсомольские активисты стали деятельной опорой и передовым отрядом местной власти. Тот же Сергей Болотный вспоминает

«Когда возникла необходимость помощи при посадке табака в станице Раевской, из Анапы пешком отправился комсомольский отряд численностью 120-150 человек. Более месяца трудились юноши и девушки, пока не был получен приказ отправляться домой. В ауле Суворово-Черкесский с большим трудом был организован колхоз, местные жители отказывались работать, и посевы хлопчатника зарастали сорняками. Более ста комсомольцев города были посланы на работы, местное население их игнорировало, но они разместились в школе, организовали свой пищеблок, а воду брали из отдельного колодца, который после ухода «неверных» был засыпан. Несмотря ни на что все работали дружно, весело, благодаря своей молодости и вере в великое будущее страны».

Комсомольские роты

В конце двадцатых годов в районе широко развернулась военно-патриотическая работа среди молодежи. При районном совете «Осоавиахима» был организован военно-добровольческий отряд, состоявший из трех стрелковых и одной пулеметной рот, кавалерийского эскадрона, женского санитарного и морского отрядов. Каждый комсомолец занимался физкультурой и спортом, стремился сдать норму на значок ГТО. Для привлечения в организацию была введена форма – костюм цвета хаки (рубашка с отложным воротником и галифе, для девочек – юбка), фуражка-«ворошиловка», ремень и портупея. Руководящие работники и актив имели еще и личное оружие.

И все же самые яркие воспоминания у первых комсомольцев были связаны не с военным антуражем, а молодежными мероприятиями: пионерскими кострами, спортивными соревнованиями, экскурсиями, походами и постановками школьных драмкружков.  А в станице Гостагаевской комсомольцы своими силами даже построили молодежный клуб «Нардом», который был постоянно переполнен, и закупили киноаппаратуру. Первые киномеханики комсомольцы Николай и Александр Николаевские ежедневно демонстрировали фильмы.

Заседание бюро Анапского райкома комсомола

Так начиналась в нашем районе история комсомола, столетие которого будем отмечать через два дня. И пусть сегодня многие события того времени кажутся неоднозначными, а идеалы борцов за светлое будущее – несбыточными, мы не можем обойти стороной целый пласт нашей истории и культуры. Иначе это было бы нечестным – перед их и нашей молодостью.

Читайте еще новости Анапы