16+

издается с 27 февраля 1918 года

Мы строили БАМ – БАМ строил нас! Анапчанин Геннадий Сатуленков – о романтике, агитбригадах, чеках на автомобили и трудовом героизме

13 октября 2023

Виктория Сологуб

В следующем году будет масштабно праздноваться 50-летие с начала строительства Байкало-Амурской магистрали. И у нас в Анапе живет настоящий первопроходец БАМа, командир отряда «Кубань» Геннадий Сатуленков. Ему уже 78 лет, но он до сих пор помнит имена всех своих ребят. Это они в 1974 году, прямо с XVII съезда ВЛКСМ, по «комсомольской путевке» отправились на Всесоюзную комсомольскую стройку.

Партия сказала «Надо!»

В начале 70-х, когда пошли разговоры про большую стройку в Сибири, Гена Сатуленков работал в Крымске, в строительной организации «Мостопоезд-835». Кстати, именно они строили железную дорогу от Крымска до Анапы.

Мальчишка, родившийся в военном 1945-м, выросший в детском доме, Генка привык всего в жизни добиваться своими силами. Он очень хорошо рисовал, поэтому выйдя из детдома с образованием 6 классов, окончил строительно-художественное училище – получил профессию маляр-альфрейщик. Это такие редкие специалисты, которые занимались росписями на стенах – вырезали трафареты и наносили фриз. Говорит, в крымском общежитии, возможно, еще его роспись сохранилась. Затем благополучно отслужил в армии, окончил вечернюю школу и поступил заочно на строительный факультет Луганского железнодорожного техникума. Парень он был веселый, компанейский, при этом – добросовестный и грамотный работник, порядочный и честный, настоящий лидер и душа компании. Не зря на предприятии его выбрали секретарем комсомольской организации.

– А потом приезжают к нам из Крымского райкома комсомола и говорят: «Нужен хороший парень, на командира молодежного отряда», чтобы в Краснодар отправить, а потом – в Москву, на 17-й съезд Комсомола, – рассказывает Геннадий Тимофеевич. – В итоге решили: что искать – меня и надо отправить. Я начал было отнекиваться, но партия сказала «Надо!», комсомол ответил «Есть!». А я к тому времени уже успел и в партию вступить.

Мы едем, а мы едем за мечтами

Так Геннадий попал в двадцатку избранных. Приезжает в Краснодар, в обком Комсомола, а там уже делегаты со всех городов и районов края собрались. И сотрудник обкома представляет всем Геннадия как командира отряда: «Никто не возражает?». Все только «за». Высокий, статный, с решительным и ясным взором – кому как ни ему!

Приехали в Москву. На следующий день получили форму, обувь.

– Видите, это мы на Белорусском вокзале фотографировались – тут и кубанские, и другие делегации – со всей страны, со всех республик, – показывает фотографию Геннадий Тимофеевич. – Помню, открытие 17-го съезда. Полный зал Дворца съездов. Брежнев сидел в президиуме на сцене. А мы стоим между рядами, заняв все проходы. Генсек сказал речь, мы помахали всем руками. Команда «кругом, шагом – марш!». Мы развернулись, вышли из Дворца съездов, получили сухие пайки и на вокзал.

Бамовская романтика, стройотрядовские песни – это все было потом, говорит Сатуленков. А тогда еще ничего не знали. Они были первыми и ехали в неизвестность.

– Нам сказали, надо, вы же комсомольцы! И мысли даже не было отказаться, хотя у каждого здесь была налаженная жизнь, – улыбается Геннадий Тимофеевич. – И вот мы уже на поезде едем через весь Советский Союз, в Амурскую область. И останавливаемся на крупных станциях, где нас встречают цветами, караваями, а мы рассказываем, какая грандиозная стройка начинается в Сибири. Вот на этой фотографии, видите, мы, весь отряд 17-го съезда Комсомола, в Улан-Удэ.

Первый кубометр

Прибыли в городок Шимановск, в трест «Шимановсктрансстрой». Отряду «Кубань» во главе с Геннадием Сатуленковым предстояло построить комбинат железобетонных конструкций. Ведь для того, чтобы проложить магистраль через непролазную тайгу, нужно было построить поселки, всю сопутствующую инфраструктуру. А для этого нужны были стройматериалы, бетонные блоки.

– Кстати, условия были созданы очень неплохие,– продолжает Сатуленков. – Для нас специально приготовили одноэтажные щитовые домики-бараки, среди березовой рощи. Мы жили по четыре человека в комнате. Когда приехали, нас уже ждали там, повели в столовую. Наготовили горшочки с пельменями. Каждый горшочек закрыт тестом, снимаешь румяную крышечку, а там пельмени настоящие сибирские, мясо. Один раз, конечно, такое было, но запомнилось на всю жизнь!

Ребята в их бригаде были разных профессий: и учителя, и шофера, и художники. А уже на БАМе получали специализации – кто бетонщиком, кто плотником, кто на земляные работы. И то, что командир отряда Геннадий Сатуленков профессиональный строитель, было большой удачей. Так что и в работе он оставался лидером, на которого равнялись.

– Работали обычно, никакого героизма, бригаде нарезались задания, мы выполняли и перевыполняли план, – рассказывает Геннадий Тимофеевич. – И уже в июне 1975-го выпустили первый кубометр бетона. О! Это был большой праздник! Мы радовались, как дети! Даже выпустили по этому случаю юбилейные медали – «золотые» и «серебряные» – кстати, по моим эскизам.

«Мы строим БАМ – БАМ строит нас!» – говорили они. И вправду, признается ветеран, было какое-то внутреннее осознание, что они творят историю.

– Да, условия были непростые, природа суровая, тяжелый физический труд, мороз 50-60 градусов, гнус, но мы молодые этого не чувствовали! И это было самое незабываемое время, – замечает Геннадий Тимофеевич.

Жили дружно, хорошо. Вот они все на фотографии. Это друг Саша Толстопятов, вот Иван Ганжула, а рядом комиссар, Николай Сторчак.

Вспоминает, как приходил агитпоезд, как приезжали Иосиф Кобзон и другие артисты, как отдыхали на реке Амур. Как играли бамовские свадьбы. Многие женились на местных. Вот Ваня Ганжула взял в жены очаровательную девушку, которую они звали Якутяночка. А еще ходили в рейды в качестве дружинников – нужно было охранять следить за порядком. Ведь на БАМ, по словам Геннадия Тимофеевича, ехали не только комсомольские активисты. Слетались и разного рода асоциальные элементы со всей страны. Так что случались и пьянки, и разборки. Говорит, было даже убийство. И да, случалось даже, что пропадали железнодорожные составы с различными материальными ценностями – телевизорами, холодильниками, коврами. Загоняли на какой-то запасной путь, а там дефицит растворялся в ночи.

Но в большинстве случаев это были все-таки нормальные работящие парни и девчонки. Средний возраст «бамовцев» был 25-30 лет.

Конечно, материальный стимул тоже имел место быть. Два года отработал – вот тебе чек на «Жигуленок» по заводской цене, то есть в два раза ниже рыночной. А зарплаты были такие, что могли себе позволить. Так что с БАМа возвращались с машинами, холодильниками, телевизорами и прочим дефицитом.

– Я ничего не привез, как-то не думал об этом, видимо, не было у меня этого в характере, – усмехается ветеран.

Рельсовый путь.

Конечно, кубанцы рвались на главную стройку, на саму железнодорожную магистраль. Какой ты «бамовец», если не оставил после себя рельсовый путь?! После комбината работали в поселке Чильчи. Были и вагончики, и нехоженая тайга, где они рубили просеку, чтобы потом здесь прошла трасса БАМа. Как говорит Геннадий Тимофеевич, обеспечение было нормальное – и питание, и одежда. К зиме лесорубов приодели в теплые овчинные полушубки. Но и морозы такие лютые, что тросы лопались, и зубья экскаваторов крошились.

4 года Сатуленков проработал на БАМе. За это время успел окончить университет Марксизма-Ленинизма в Благовещенске. Так что неудивительно, что вскоре Сатуленкову предложили ехать в Тынду. Начальник Штаба ЦК ВЛКСМ Байкало-Амурской магистрали Валентин Сущевич уходил на повышение и предложил ему на свое место. Предполагалось, что от такого предложения не отказываются. Но Геннадий отказался, что привело к конфликту с руководством. Тогда он написал заявление и вскоре вернулся в Крымск.

Работал художником, комендантом общежития техникума пищевой промышленности. А в 1986 году ликвидировал последствия аварии на Чернобыльской АЭС. Но это уже другая страница его героической биографии.

Сегодня кавалер ордена Мужества и многих других наград, ветеран труда, герой-ликвидатор аварии на Чернобыльской АЭС живет с детьми и внуками в Малом Разноколе. Кстати, сегодня у него уже двое внуков и правнук.

И, в общем, на жизнь ветеран не жалуется. Вот еще бы не нужно было никому ничего доказывать. Как призналась невестка Галина, им уже не первый год не удается добиться элементарного. К примеру, чтобы ветерану бесплатно провели газ, на что чернобыльцы имеют право по закону. И чтобы Геннадию Тимофеевичу дали первую группу инвалидности. Но какие могут быть варианты, если человек перенесший инсульт, передвигается на инвалидной коляске? Сам Геннадий Тимофеевич на вопрос о льготах и общественном признании сокрушенно машет рукой:

– Я свои заслуги старался нигде не афишировать. Хотя для меня участие в строительстве Байкало-Амурской магистрали – это гордость. Не зря жизнь прожил! Хорошо, хоть начали вспоминать о «бамовцах» накануне 50-летия. Вот в школе №25 Большого Разнокола приглашали, на встречу с ребятишками, которую организовал депутат ЗСК Виктор Чернявский. Это очень правильно. Это связь поколений и сохранение исторической памяти. Детям надо рассказывать об истории страны. И о стройках века.

«Письмо с БАМа»

(«Строительная газета»)

«В канун большого юбилея – 50-летия присвоения комсомолу имени В.И.Ленина – мы обращаемся к своим землякам-кубанцам и поздравляем краевую комсомольскую организацию с замечательным праздником.

Спасибо за то, что вы оказали большую честь, доверие, выбрав нас первыми посланцами от Кубани на грандиозную комсомольскую стройку – Байкало-Амурскую магистраль. В составе отряда имени XVII съезда ВЛКСМ мы трудимся сейчас на важнейшем объекте БАМа – строим завод железобетонных конструкций.

Мы влились в хороший, дружный коллектив. Строительная организация имеет славный трудовой и боевой путь. Только один факт? Во время Великой Отечественной войны головной ремонтно-восстановительный поезд-21 прокладывал «Дорогу жизни» на Ладожском озере…

Посланцы Краснодарского края, как и все строители БАМа, работают с большим подъемом, сознавая всю серьезность порученного дела. В честь славного юбилея мы встали на ударную вахту и ежедневно перевыполняем план, трудимся только с высоким качеством. Многим кубанцам доверили руководство коллективами. Так, комсомольцы В.Кистерев и Н.Несен – бригадиры, Я.Петровский – командир группы оперативного комсомольского отряда. Все мы, как и дома на Кубани, ведем общественную работу. А.Бавыкин и И.Ганжула являются членами оперативного отряда, С.Хапапхи возглавляет секцию спортсменов-тяжелоатлетов. Н.Герасимов – тоже командир группы комсомольского оперативного отряда, награжден грамотой Амурского обкома комсомола. Он у нас бригадир электромонтажников. С.Анисов увлеченно занимается в эстрадном ансамбле. Так что все мы живем полнокровно, интересно. Здесь манна с неба не сыплется, есть немало своих трудностей. Поэтому посланцы на БАМ стремятся быть особенно высокоорганизованными, дисциплинированными, активными.

Разрешите, дорогие друзья-земляки, еще раз поздравить комсомольцев всех поколений с наступающим юбилеем и пожелать вам всего наилучшего. Мы же постоянно будем помнить: если партия сказала «Надо!», молодежь отвечает: «Есть!». С чистой совестью выполним мы доверие родной партии».

По поручению кубанской группы бойцов отряда имени XVII съезда ВЛКСМ:

 Г.Сатуленков, командир отряда «Кубань»,

Н.Сторчак, комиссар отряда «Кубань», Амурская область.

Читайте еще новости Анапы