16+

№ 69 (14450)

издается с 27 февраля 1918 года

Педагогический лайфхак от учителя русского языка из Анапы, или Как подготовить стобалльника

10 февраля

Виктория Сологуб

Как известно, теперь подготовить стобалльника в Краснодарском крае не только почетно, но и выгодно. Губернаторская премия в размере 100 тысяч рублей за высшие результаты учеников на ЕГЭ что-то да значит! Среди великолепной семерки анапских педагогов, которые удостоились ее в нынешнем году, учитель русского языка и литературы СОШ №1 Оксана Качко. Оксане Владимировне мы задали всего три главных вопроса.

  • О секрете высших достижений

– Знаете, я всегда говорю и ученикам своим, и родителям, что успех ребенка только на 20 процентов зависит от учителя. Мы можем объяснить, показать как надо, заставить его выучить, проконтролировать. Но все остальное – это исключительно ученик, его природные способности и желание учиться. Если бы все зависело только от учителей, мне кажется, у каждого были бы стобалльники. Целыми классами! Потому что в большинстве своем мои коллеги действительно вкладывают в свою работу душу – я это точно знаю! – улыбается Оксана Качко.

Оксана Владимировна может бесконечно рассказывать о своих выпускниках. Послушаешь ее, все они – звезды: умные, талантливые, сами себя сделавшие.

Вот ее прошлогодняя стобалльница Анастасия Киснер, за подготовку которой Оксана и получила премию. Настя уже окончила школу, поступила в Ростовский государственный экономический университет на факультет торгового дела. На бюджет!

– Она пришла в нашу школу уже в десятый класс. То есть, до девятого включительно училась в Анапской. Так что за знания, которые она там получила, прежде всего, огромная благодарность учителям той школы, – замечает Оксана Владимировна. – Конечно же, там была большая психологическая поддержка со стороны мамы.  Да и сама Настя – такая дотошная, поражающая своей целеустремленностью ученица. Пока не поймет, не решит, не добьется – не успокоится. Отличница, умница, она была призером олимпиад по обществознанию, экономике, другим предметам.

Другая стобалльница у Оксаны Качко была еще в 2017 году, когда она работала в гимназии «Эврика». Тогда 100 баллов по русскому языку на ЕГЭ получила Анастасия Кудинова. И тоже во многом благодаря своим способностям, трудолюбию и усердию.

  • С чего начинается школа?

Как говорит Оксана Владимировна, она всегда себя видела учителем. Еще в детстве. В семье их семеро детей. И они с сестрами постоянно играли в школу.

– Помню, шкаф платяной использовали в качестве доски. Притащили из школы мел и писали на нем, – смеется Оксана. – Поверхность была матовой, и от мела остались следы. Как же нас мама ругала! Но что уже сделать: шкаф был испорчен безнадежно. Зато у нас появилась своя собственная доска!

Кстати, отец был агрономом, работал комбайнером в совхозе, мама – бухгалтером. А вот дедушка по маминой линии  был учителем истории. Прошел войну, потерял ногу на фронте. После преподавал в поселке Советском Тимашевского района.

– Дедушка умер, когда маме было 18, так что я никогда его не видела, – продолжает Оксана Качко. – Но наверняка без него здесь не обошлось. Генетическая память! А еще родители у нас всегда читали много – и мама, и папа. С малых лет приучили, что образование нам нужно. И наше будущее никто за нас не построит.

Оксана окончила 8-ю школу станицы Благовещенской, поступила в Анапский филиал педагогического университета имени Шолохова.

– Я считаю, что мне в жизни очень повезло с учителями. Это и первая моя учительница, и учителя русского языка Наталья Семеновна Преснякова и Любовь Андреевна Хорошавина. И классный руководитель Мария Александровна Мальцева. Я все сдавала без репетиторов. И в университет поступала сама, опираясь на школьную базу.

В школе Оксана Владимировна работает вот уже 15 лет: 11 лет в гимназии «Эврика» и с 2017-го – в первой городской.

– Наша Оксана Владимировна – настоящий учитель, который не просто знает свои предметы – русский язык и литературу. Она всех «лежачих» поднимает, какой бы слабый класс не взяла! Так что ее стобалльники – это не случайность, а закономерный результат, – заметил директор первой городской школы Сергей Носенко.

  • Как увлечь детей чтением?

– К сожалению, многим детям произведения из школьной программы кажутся скучными, – сокрушается Оксана. – Но зато они увлекаются современной литературой. К примеру, все эти «манги» – японские «веселые картинки», комиксы. В принципе я не против, поскольку любое чтение, привычка читать – безусловно, полезны. Как говорил Дени Дидро: «Человек перестает мыслить, когда перестает читать». Да, это другое поколение, которое очень зависит от интернета. Поэтому когда они говорят, что читают в интернете, на планшете, я уже за это готова им сказать спасибо. Ведь, в любом случае, этот процесс положительно влияет на развитие детей.

Хотя, конечно, от школьная программа – это святое.

– «Тихий Дон», «Герой нашего времени», произведения Бунина – все они ложатся на нашу действительность. И когда мы разбираем «Тихий Дон», смотрим на историю Григория, Аксиньи, дети начинают рассуждать, какие мы счастливые люди, потому что живем, когда тебе не надо выбирать, идти тебе с отцом на одной стороне или против.

Как признается Оксана Владимировна, она очень строгий, требовательный учитель:

– И, в первую очередь, я начинаю с себя. То есть, я не разрешаю пользоваться телефонами. Дети никогда не слышат, как работает телефон у меня. И даже если мне звонит директор, я во время урока не отвечаю на звонок. Для меня урок – это урок! И абсолютно объективно отношусь ко всем ученикам. И оценку ставлю исключительно за знания, не за репутацию отличника или троечника.

Наверняка, многие помнят, как еще в гимназии «Эврика» Оксана Качко участвовала в конкурсах «Педагогический дебют» и «Учитель года».

– Я вообще-то не люблю выступать на сцене, – признается она. – Театрализованные постановки, вокальные, хореографические выступления – это не мое. Я лучше урок проведу.

– А когда у доски – это разве не как на сцене?

– Нет, конечно! Вы ведете урок, общаетесь с детьми. У вас свой коллектив, своя компания. А на конкурсе ты должен быть лучшим. Моя же задача – добиться, чтобы лучшими были мои дети. Ведь многие театральные режиссеры, сценаристы – они тоже предпочитают оставаться за кадром. Так что мне комфортнее быть режиссером большого ученического коллектива. И самая большая награда – успехи детей. Если в них верить, они добиваются многого. Особенно это заметно, когда ты берешь класс, где дети слабенькие. И когда у них что-то получается, ты понимаешь: вот твоя вершина!

Читайте еще новости Анапы