издается с 27 февраля 1918 года
Не нужно быть большим экспертом, чтобы понимать: развитой и сильной страну делает промышленность. Ее фундаментальные отрасли – и есть реальный сектор экономики. Санкции подтолкнули к осознанию того, что стать самостоятельными можно только развивая собственное производство: от швейных ниток до космических технологий.
Федерация взяла курс на подъем, в регионах начали создавать фонды развития промышленности и заключать первые специальные инвестконтракты, а те, кто внедряет отечественное оборудование, сегодня получают льготы и преференции.
Как с глобальной задачей справляется Краснодарский край, который традиционно считался аграрным и туристическим регионом? Что помогает предприятиям встать на ноги – об этом наш материал.
Темп задан
После объявления экономической блокады стала очевидной зависимость отечественной промышленности от зарубежного оборудования. Примечательно, что первым делом перекрыли поставку даже не производительных станков, а передовых средств измерений. «Кислород» любого завода. Встала задача обеспечить внутренний рынок необходимым оборудованием.
Сегодня промышленное производство на Кубани растёт в два раза быстрее, чем в среднем по России: если за 9 месяцев этого года в стране рост составил 1,8%, то в регионе – 3,1%.
Интересный факт: в Краснодарском крае, по данным регионального департамента промышленности, только за первое полугодие 2017-го объем производства приборов для измерения, конт-роля и испытаний вырос в полтора раза в сравнении с тем же периодом прошлого года. В целом сегодня промышленное производство на Кубани растёт в два раза быстрее, чем в среднем по России: если за 9 месяцев этого года в стране рост составил 1,8%, то в регионе – 3,1%. Что делается в крае для движения экономического локомотива?
Раньше такие вагоны закупали в Германии. Фото Игоря Глазко
В 2015 году врио губернатора региона был назначен Вениамин Кондратьев. За год он проехал по всем районам края, выясняя потенциал и проблемы каждого. Начало было положено в Армавире — крупнейшем промышленном центре. Сегодня здесь работает 30 промпредприятий, по объему отгруженной продукции территория занимает шестую строчку в крае. Основное направление – машиностроение и металлообработка. И, естественно, большая часть заводов – это наследие советских времен, «выжившие могикане», как они сами о себе говорят. Помочь им поднять голову, модернизировать и найти точки сбыта – такая задача и была поставлена новым руководством.
Курс – на инновации
Одним из первых заводов, которые посетил тогда глава края, был Армавирский машиностроительный, где выпускают грузовые железнодорожные вагоны. Работники предприятия рассказали о непростом положении: заказы сократились на 80 %, работы не было. Нужно было вернуть предприятию статус ведущего машиностроительного завода страны.
И с 2016 года на предприятии начинают реализовывать инвестиционный проект, направленный на создание инновационной продукции транспортного машиностроения. Прошло техническое перевооружение, налажено производство новых грузовых крытых вагонов – 100% импортозамещающий продукт, не имеющий аналогов в России. Вдвое увеличился штат сотрудников, на завод пришли новые инженеры и конструкторы. Сейчас на производстве трудятся более тысячи человек.
Сегодня это стабильно развивающееся предприятие, четко реагирующее на спрос рынка. Краю пришлось приложить немало усилий – найти инвестора, лоббировать заказы на уровне федерации, и в итоге удалось дать вторую жизнь градообразующему предприятию.
Старейшие предприятия края получают второе рождение. Фото Юрия Ходзицкого
В этом году Армавирский машиностроительный завод представил уникальный вагон-термос, предназначенный для транспортировки быстропортящихся продуктов: рыбы, мяса, овощей и фруктов. Раньше такие закупали в Германии. Сегодня кубанское предприятие – единственное в России, где начали делать такую технику. По итогам года планируется выпустить также более 800 обычных вагонов, а еще в разработке находится вагон-рефрижератор. Два года назад на предприятии об этом и не мечтали.
Кубань металлургическая…
Стереотип, что Кубань – исключительно аграрный и туристический регион, начал стираться. Регион сделал упор на производство. Доля промышленности в ВРП края два года назад – 14 % при среднем российском показателе – 32 %.
– Для меня не отговорка, что наш край традиционно ориентирован на сельское хозяйство и туризм, – заявил Кондратьев. – Еще двадцать лет назад доля промышленности в ВРП края была почти 24%. За два десятка лет число работников в отрасли сократилось на 30 тысяч человек. Ситуацию в корне надо менять.
Тогда же приняли решение создать Совет по промышленности при губернаторе, где теперь регулярно в ручном режиме корректируют ситуацию в отрасли.
Сделали ставку на металлургию. Успешно работает «Новоросметалл», Абинский металлургический завод планирует уже в декабре этого года запустить четвертую очередь, тогда как имеющиеся мощности достигли 100% загрузки. Стоит отметить, что здесь свою роль сыграл и валютный скачок: продукция завода стала не только по качеству, но и по цене конкурентоспособной. И как результат – востребованной на мировом рынке.
В 2016 году выросло производство:
– комбайнов зерновых — на 329%,
– тракторов для сельского хозяйства – на 244%,
– вагонов грузовых магистральных – на 144%,
– проката сортового – на 193%.
Большое значение для отрасли имело открытие нового завода по изготовлению метизных изделий в Белореченском районе. Это предприятие полного цикла, настоящая гордость края и значимое достижение российской промышленности. До этого события 90% потребности внутреннего рынка России в саморезах удовлетворялось за счет поставок из Китая и Тайваня. Краснодарский край стал первым регионом, в котором заработало производство крепежных изделий полного цикла – еще один шаг региона в сторону импортозамещения.
– Завод оснащен самым современным оборудованием, – рассказал руководитель краевого департамента промышленной политики Иван Куликов. – В строй введены 5 цехов, имеются 3 лаборатории для проверки качества на каждом этапе, установлено современное очистное сооружение. Это действительно уникальный проект.
Кстати, сырье для завода производится на Абинском металлургическом заводе – отличный пример кооперации в рамках одного региона. Подобное взаимодействие между предприятиями может выстроиться в единую систему и стать отличительной чертой Кубани, уверены краевые власти.
… и машиностроительная
В металлургии только за девять месяцев этого года индекс промышленного производства вырос почти на 25,9% по сравнению с этим же периодом 2016-го.
Не отстает машиностроение, динамика которого на текущий момент – плюс 43,3 %! В первую очередь это, конечно, компания «КЛАСС». С ней Краснодарский край заключил первый в России специальный инвестиционный контракт. Это новый уникальный инструмент для развития промышленности. Предприятие увеличивает уровень локализации и мощность краснодарского завода по производству зерноуборочных комбайнов. Дополнительно компания инвестирует 750 млн рублей, а государство гарантирует федеральные и региональные льготы и преференции.
Высокие показатели в отрасли машиностроения у «Промагротехнологий», «БДМ-Агро», «Металлпрома». А совсем недавно произошло еще одно важное событие: субсидию в рамках краевой программы получило одно из старейших предприятий края – «Кубаньжелдормаш», выпускающее оборудование для железных дорог. Завод-контраст: со старой, но мощной литейкой и новыми светлыми цехами с самым современным оборудованием. Сегодня предприятие запускает новый продукт, и снова – импортозамещающий. Стране нужны тракторы, сеялки, плуги, поливалки – уверены на «Кубаньжелдормаше».
И завод начал выпускать борону – это техника для предпосевной и основной обработки почвы под зерновые и кормовые культуры, уничтожения сорняков, измельчения пожнивных остатков, омоложения лугов и пастбищ. Важно, что диски бороны – собственного производства, тогда как остальные закупают их за границей. Мощности, опыт и самые высокие стандарты качества старейшего машиностроительного и металлообрабатывающего завода позволяют создавать по-настоящему высококлассную продукцию.
– Нашу борону и культиватор представим на выставке «Югагро», – рассказал начальник производства «Кубаньжелдормаш» Юрий Честников. – Сельскохозяйственное машиностроение сегодня востребовано, думаем, что аграрии заинтересуются нашей продукцией.
Конечно, направление для Кубани более чем перспективное.
– Это емкий и растущий рынок сбыта, возможность испытания ее в полевых условиях, научно-технологические разработки, применение которых позволит увеличить эффективность сельскохозяйственных машин, – считает Иван Куликов.
Крепкий фундамент
Конечно, сейчас бизнес охотно идет в АПК, вкладывает в развитие туризма и транспорта. Это привычные для Краснодарского края отрасли, и предприниматель не сомневается: выгоду он точно получит. Краевые власти делают все возможное, чтобы доказать: на Кубани можно зарабатывать и в промышленности. Был создан Центр поддержки предпринимательства, институт инвеступолномоченных в муниципалитетах, мощное развитие получила сеть МФЦ. Налажено взаимодействие с Российским экспортным центром, предприятия края представлены на российских и международных выставках, разработан бренд «Сделано на Кубани». Краснодарский край участвует в программах Минпромторга, сотрудничает с «Ростехом» и «Леоньевским центром», который разрабатывает главный социально-экономический документ региона «Стратегия-2030».
Согласно этому документу объем промышленной продукции края должен быть увеличен как минимум в два раза, производительность сил — как минимум в 2,5 раза. «Экономическую конституцию» края оценила федерация. По словам Алексея Кудрина, председателя совета Центра стратегических разработок, у Кубани есть все шансы стать ведущим регионом.
– Вы по-новому посмотрели на развитие отраслей в регионе, – сказал Кудрин. – У Краснодарского края большой потенциал, который нужно умело мобилизовать, чтобы стать передовым не только в России, но и на мировом уровне.
Безусловно, у нас в крае огромный потенциал для развития промышленной отрасли. Достаточно побывать на предприятиях, чтобы убедиться: это реальная мощь, и здесь очень много людей, которые создают и созидают, фанатично верят в то, что поднимут свое производство. Ежедневно тысячи профессионалов вкладывают в готовую продукцию все свои силы, знания и опыт. Каждое утро запускают оборудование и, закатав рукава, – делают, строят, обрабатывают. В жаркой суровой литейке или у станков, по колено в песке и по локоть в масле – закладывают фундамент для будущих поколений.
Марина ЛУСНИКОВА
По краевой программе ремонта дорог начались работы на гравийной дороге в хутор Черноморский Южного сельского поселения Крымского района. Об этом сообщает телеграм-канал депутата Государственной Думы Ивана Демченко. Ранее жители обращались с соответствующей просьбой в органы власти, в том числе общественную приемную представляющего этот округ депутата Государственной Думы Ивана Демченко. Сейчас на месте работает спецтехника, снимается […]
Вчера, 17:13
Средства в рамках государственной программы «Формирование современной городской среды» поступят из федерального, краевого и местного бюджетов. До конца 2025 года здесь проведут озеленение и обустройство зон для отдыха и спорта, сделают освещение. Также запланирована установка малых архитектурных форм. Об этом сообщил в своем телеграмм-канале депутат Госдумы Иван Демченко. Работы проводятся под контролем заказчика, что обеспечивает […]
Вчера, 17:11
14 марта 2023 Мессенджеры — не только удобный способ общения, но и место, где мошенники пользуются доверием и неосведомленностью пользователей в своих целях. С каждым годом схемы обмана становятся всё более изощрёнными, поэтому важно быть настороже и знать, как защитить себя от злоумышленников. О том, какими методами пользуются мошенники и как не попасться на их […]
Вчера, 15:30