Коронавирус в Краснодарском крае. Официальная информация

№ 88 (14373)

издается с 27 февраля 1918 года

В Анапе открылась выставка металлических арт-объектов

28 июня

Виктория Сологуб

«Ребята, вы только посмотрите! Этот Дракон из ложек сделан! Сколько их здесь?! Тысяча, три? А Змея – из металлических цепей. Ну, разве не круто!» – группа пацанов с телефонами столпилась около необычной экспозиции. Такая реакция на эти скульптуры – обычное дело. И они на самом деле поражают. На территории Анапского археологического музея открылась персональная выставка мастера-скульптора Фурката Байчибаева – человека, который видит красоту в груде металла и способен создать коня в полный рост из железного лома, гигантского дракона – из ложек, фигуру черного Кота – из обожженных гвоздей. Корреспонденту «АЧ» удалось не только оценить работы мастера, но и пообщаться с ним самим.

«Моя первая Гюльчатай»

А общаться с Фуркатом Махмудовичем – одно удовольствие. Говорит ярко, образно, афористично. Только успевай – записывай. Даром что наш коллега-журналист! Уроженец Узбекистана, филолог по образованию и журналист с 20-летним стажем. Работал в Узбекистане и на Крайнем Севере. Был главным редактором газеты и директором газетного издательства. Немного поработал учителем. Переехав на Кубань, Фуркат Байчибаев возглавил Усть-Лабинский историко-краеведеческий музей, а ручку и блокнот сменил на болгарку и сварочный аппарат.

«Нет ностальгии по журналистике?» – спрашиваю. «Абсолютно! – признается он. – Свою газетную деятельность закончил. И все это давно в прошлом. Счастлив тот человек, который занимается тем, что ему нравится. Мне нравится скульптуры варить. Хотя я самоучка, профессионального художественного образования не имею».

«Фуркат, а с чего вообще началась история металлических арт-объектов? Какой была первая скульптура?».

«Это была сломанная лопата. Да-да! Я работал на огороде. По лопате пошла трещина, потребовалось заварить. Взялся я за сварочный аппарат. Тут же появились другие детали: шарики от шарикоподшипника, цепь от велосипеда Я их приварил. И лопата превратилась в восточную красавицу. Да, она была смешная, примитивная, но я ею дорожу. Теперь эта Гюльчатай висит у меня на стене как символ».

Дорогие сердцу «Журавли»

Как рассказывает Фуркат Махмудович, детали будущих работ он отыскивает в пунктах приема металла от Новороссийска до Усть-Лабинска и Ростова-на-Дону. Что-то приносят друзья или знакомые. Затем он очищает находки от грязи, масла, ржавчины и начинает приваривать их друг к другу. Вот, например, на Быка потребовалось полтонны гаечных ключей, кастрюль, автомобильных номеров. Да, а на Дракона ушло 5500 ложек!

Вот где можно раздобыть пять тысяч одинаковых столовых приборов?

«В 90-х, в ту пору, когда «сердюковское» ведомство расформировывало воинские части, ко мне пришли прапорщики одной из них и по сходной цене отдали несколько ящиков ложек, – смеется Фуркат».

«Черпачки» пошли на огнедышащего зверя, а ручки или «держала» – на фееричный хвост петуха. Так что эти две скульптуры своего рода близнецы.

Вы даже представляете, что порой можно найти в пунктах металлолома! Недавно Фуркат приобрел там канистру с гравировкой «Вермахт, 1943 г.». Туловище одной из скульптур – Железный Дровосек – это, предположительно, пустая русская бомба с Первой мировой. А в тело Быка вмонтированы куски топливного бака от немецкого танка.

Сегодня у нашего героя десятки работ. 12 из них – все персонажи восточного зодиака – находятся на территории Археологического музея. Многие скульптуры получили прописку по отелям, гостиницам, в частных коллекциях. Самый крупный – как раз Дракон, достигающий 4 метров в дину. А самая дорогая сердцу, по словам Фурката, – это мемориал павшим воинам «Журавли» в Виноградном. Да-да, металлические журавли на этом всем известном монументе тоже сделаны им!

Пропитанный кровью металл

«Я много лет прожил в Анапе. Очень люблю этот город, – рассказывает мастер. – И очень благодарен начальнику управления культуры Марине Михайловне Мельниковой, которая пригласила меня в «Атамань», моя экспозиция была представлена на подворье «Хата винодела». И это была первая моя выставка. Я впервые понял, что кому-то это интересно».

С тех пор он побывал со своими работами в Москве, Краснодаре. Перед пандемией был приглашен в Азербайджан. Одна из работ – современная Гюльчатай с плодом граната в руках была выставлена в музее Баку. А на совместном бьеннале Адыгеи и Краснодара получил приз от губернатора Краснодарского края и Минкульта Адыгеи. В 2020 году Фуркат принял участие в Международной выставке в рамках Российской недели искусств. И получил два диплома – 1 и 2 степени.

На выставку он возил свою работу «Старуха-война». Она полностью состоит из кусков металла, найденного поисковиками на местах боев: осколков, обрывков обшивки, гильз, частей снарядов и пиленых оружейных затворов и стволов.

«Каждый из этих кусочков металла «пропитан кровью», – замечает Фуркат. – Из современного там только электроды. Остальное, до последнего осколка, найдено на полях сражений».

Фантазии железного лома

Откуда идеи, спрашиваю. Вот, например, идея сделать выставку «Восточный календарь или Сказки железного лома».

«Понимаете, металлолом – он подсказывает, что это будет, – говорит мастер. – Уже в этом куске металла виден характер. Когда у меня не было такого количества ложек, я держал в руках обыкновенную чайную ложку и думал: «Какая чудесная чешуя может быть для какого-то гигантского существа! Потом у меня получился Дракон. А дракон где может быть? Правильно, в восточном календаре. Дальше пошло: Бык, Змея и так далее. А вот «Старуха-война» должна была стать частью триптиха. Я задумал, что там будут она, наш солдат и образ врага в ржавой немецкой каске – так, не образ, а образина!».

А конкретно для Горгиппии он задумал другую композицию. И тема сама собой напрашивается: «12 подвигов Геракла». Кстати, голова Геракла уже готова. И, по пропорциям, фигура героя должен вырасти до 2,5 метров.

«В общем, идей много. И хочется сделать красиво и много! – признается  Фуркат. – Знаете, что мне нравится – эмоции, с которыми люди на мои фигуры реагируют. Сейчас модно делать «Хищника», «Чужого». Я не хочу. От них дети не смеются. А рядом с моими скульптурами дети смеются. И это дорогого стоит!».

Читайте еще новости Анапы