16+

издается с 27 февраля 1918 года

Прилавок у дороги

1 октября 2016

Из года в год реализация выращенных овощей и фруктов является острейшей проблемой фермеров и тех, кто ведет интенсивную работу в своих ЛПХ. В сезон каждый час дорог, чтобы найти своего покупателя. Как решала эту проблему одна из фермерских семей Анапы, мы расскажем сегодня.

…Сезонная фруктово-овощная ярмарка у железнодорожного переезда в начале села Витязево уже стала привычной. Она привлекает покупателей знакомыми расцветками, символизирующими, что здесь продают натуральные продукты, выращенные фермерами на кубанской земле. С каждым годом придорожная торговля в окрестностях города-курорта становится все более цивилизованной, хотя проблем хватает.

Так называемым оператором этой ярмарочной площадки выступает фермер Александр Леонидович Ким, который еще пару лет назад никак не мог прийти к взаимопониманию с местными властями, дорожными службами, полицией и прочими представителями власти. Теперь проблем нет.

– Мы на этой ярмарке торгуем второй год, – рассказывает Александр Леонидович. – Вместе с другими фермерами поддерживаем порядок, что важно и для покупателя, который реагирует на чистоту. Из неудобств можно назвать только то, что поле у нас на другой стороне дороги, доставлять товар до прилавка несколько сложнее, чем раньше. Но преимуществ больше. Место нам предоставила администрация бесплатно, сделан удобный заезд для проезжающих машин, а нынче вообще заасфальтировали всю дорогу к Витязеву, так что позитивных моментов больше.

В свое время мы писали, что прекрасно организованная мобильная механизированная группа в сопровождении полиции просто выкапывала траншеи вдоль стихийной торговли. Практикуется это и сегодня, хотя гораздо реже. Дорожники утверждают, что съезжающие в необорудованном месте машины разрушают основание дороги. Полиция приводит ужасающие примеры, как на дороге погибают люди, возвращающиеся с покупками к своему транспорту, стоящему на обочине.

Это противостояние продолжается, но ярмарка на въезде в Витязево – пример того, как находятся компромиссы.
– В этом году мы открыли на четыре сезонных ярмарки больше, чем в прошлом, – рассказывает Николай Григорьевич Колесник, главный специалист управления торговли и потребительского рынка администрации города-курорта Анапа. – Сегодня их 18 официально оформленных. Создан «социальный» торговый ряд для ветеранов Джигинки. Кроме того, работают 19 ярмарок «Привозов», где торговые места производителям, торгующим своей продукцией, предоставляются бесплатно.

Чтобы открыть сезонную ярмарку, производителям следует в январе обратиться в администрацию с предложением, будь это фермер или группа фермеров, владельцев ЛПХ. Процесс согласования очень долгий, поскольку требуются визы различных структур и разных уровней компетенции. В итоге выходит постановление администрации, узаконивающее размещение ярмарки, и тогда к вам не будет никаких претензий.

Что касается местоположения, то, конечно, это должно быть место в районе второстепенных дорог. Участок предоставляется фермерам и владельцам ЛПХ бесплатно, но они должны планировать расходы на оборудование торгового места. Это должны быть конструкции определенного образца, торговые прилавки и в обязательном порядке оформление в едином стиле «Кубанских ярмарок». По завершении сезона конструкции демонтируются или консервируются.
…На площадке у витязевского переезда представляют продукцию кубанских полей и садов шесть  фермерских и личных подсобных хозяйств. Бананов и апельсинов они не продают, но и без того ассортимент кубанской продукции широкий – картошка, капуста, свекла, морковка, разнообразная зелень,  арбузы, дыни, яблоки, сливы, виноград, лук, чеснок, кабачки и т.д.

За прилавком КФХ А.Л. Ким стоят супруга фермера Татьяна Артуровна и дочка Александра. Здесь, конечно, не центр города, но поток покупателей почти непрерывный. Периодически паркуются машины анапчан и гостей курорта, людей привлекают транспаранты «Кубанской ярмарки», как гарантия, что здесь все местное, натуральное, свежее. А уж когда на тележке подво-зят товар с поля, то это самое убедительное свидетельство в подлинности продуктов, только что сорванных рядом.

К сожалению, пока остается мечтой обещанный ин-вестиционный проект по строительству в Анапском районе логистического центра с сортировкой и современными хранилищами, куда фермеры могли бы сдавать свою продукцию, не тратить время на торговлю, а больше выращивать. Пока каждый земледелец решал проблемы самостоятельно при поддержке горадминистрации, курирующей «Привозы» и сезонные ярмарки.

– Раньше мы сажали до 10-12 гектаров арбузов, сдавали оптом, – рассказывает Александр Леонидович Ким. – Есть люди, которые покупают фурами, куда потом везут – не интересовался, потому что, когда арбуз пошел, не до разговоров, надо его реализовать. То есть, мы все силы уделяли выращиванию, торговлей не занимались. Потом стало невыгодно, затраты перестали оправдываться. Ты год отработал, а толку нет. Урожай хороший, арбуз вкусный, но ты в итоге не покрываешь своих затрат. Если у тебя одни арбузы, то маневра никакого нет. Год может быть неурожайный или очень урожайный, но в итоге в цене тебе просто не повезло. И тогда изменили стратегию.

Они решили торговать сами. Выращивать широкий ассортимент, чтоб у покупателя был выбор. Взяли в аренду пару гектаров земли около курортного Витязева, где есть кому продавать.

– У нас своей земли пока нет, – говорит Ким. – Свободная земля в районе есть и нам предлагают, но проблема в том, что оттуда пешком, на горбу урожай надо вытаскивать. Вырастить – это половина дела. Другая половина – продать по реальной цене. Вот обработал ты дальнее поле, хорошо и по-человечьи, качественно, вырос урожай, а что дальше? За овощами по бездорожью люди к тебе не поедут. Оптовики приедут, это отчаянные ребята, они хоть куда доедут, если выгодно. Но они умеют торговаться, а если ты фермер на краю земли и других покупателей не видно до горизонта, то цена будет ниже низшего предела.
Исходя из суровых реалий жизни семья взяла в аренду два гектара земли и стала сажать перец, баклажаны, помидоры, зелень, салаты, кабачки, огурцы – самый востребованный ассортимент сезонной торговли. Одной культуры несколько рядков, другой, третьей.

Трудозатраты, расходы на удобрения и химпрепараты практически одни и те же, хоть у тебя монокультурное поле, хоть разные виды овощей. Но вот при реализации владелец ассортимента имеет больше возможностей маневра. Если, допустим, на перец нет спроса, то потери можно перекрыть за счет  чего-то другого.

– Когда у тебя широкий выбор продукции, ты можешь где-то потерять, а где-то выиграть, таким образом, поддержишь баланс семьи, – рассказывает Александр Леонидович. – А если у тебя только арбузы, то маневра никакого нет. Полгода не разгибался, от рассады до кавуна, а в итоге не повезло. Мы на земле работаем, но получалось, как в рулетку играем. И организация торговли в виде сезонных ярмарок защищает фермеров от многих колебаний рынка. Если бы не ярмарка, то что оставалось делать? Самому по летним пробкам мотаться на рынок? Пока ты катаешься, у тебя день в поле пропал, не успел провести обработку и потерял 5-10 процентов урожая. Все надо вовремя делать, иначе все пропадет.

Сейчас активный сезон закончится, развернем павильоны к дороге, будем встречать покупателей лицевой частью, более привлекательной. Все меняется к лучшему в нашей непростой жизни. Легко фермерам никогда не будет, но люди и власть, как в нашем случае, должны идти навстречу друг другу. Кубань для фермеров условия создает, а мы для Кубани и ее гостей поставляем на прилавок лучшее и настоящее. Все, чем благодарит нас земля за то, что мы ей кланяемся с утра до вечера, с весны до осени…

Читайте еще новости Анапы