16+

издается с 27 февраля 1918 года

Артисты, выступавшие на сцене Большого театра, откроют в Анапе 15-й сезон классической музыки

26 октября 2023

Виктория Сологуб

28 октября, в субботу, в Городском театре состоится праздничное открытие XV сезона абонемента «Магия классической музыки».

На сцену выйдут три певца, чья творческая судьба так или иначе связана с Большим театром России: Александр Бородейко (тенор), М. Сударев (баритон), Ф. Тарасов (бас).

Судьба каждого из них достойно отдельного рассказа. Но хотя бы коротко.

Александр Бородейко. От церковного хора до Большого театра

На пятом курсе духовной семинарии перед ним встал вопрос: либо жениться, либо стать монахом. Юный семинарист не был готов ни к одному, ни к другому. К счастью, на этот случай в семинарии предусмотрен еще один вариант: можно просто поработать на благо церкви. И Саша решил: петь в церковном хоре – это самое то! 

Петь он любил с детства: мама  родилась на Украине, знала много народных песен, и Саша всегда с удовольствием ей подпевал. Чтобы лучше звучал голос, решил  поступить в музыкальный колледж при Московской консерватории. Вот тут у него и открылись такие природные данные, что уже через год (!)  он был принят в консерваторию, а через четыре, будучи еще студентом, зачислен в штат   знаменитого музыкального театра им. Б. Покровского (где с успехом  спел  12 партий). Но наступил «ковидный» 2020 год, и случилась беда. Сейчас о ней напоминает лишь шрам на голове, а тогда…

Болезнь казалась неизлечимой, но братия усердно молилась за Сашу. Знакомые и малознакомые наперебой предлагали помощь: кто-то держал наготове авто, чтобы  отвезти певца на операцию в Питер; кто-то был готов на время операции забрать в свою семью маленького сынишку; всем миром искали нужную информацию, врачей, собирали деньги (а их требовалось немало!  Анна Нетребко и ее муж Юсиф Айвазов чуть ли не первыми перечислили крупную сумму). А вообще денег набралось столько, что хватило и на операцию, и на реабилитацию. Оставшиеся деньги Саша отправил тем, кто в тот момент в них остро нуждался.

 Александр — приглашенный артист камерной сцены Большого театра России, приглашенный солист хора Сретенского монастыря и Рязанской филармонии. А 28 октября он будет петь для анапской публики — в ансамбле с двумя другими роскошными русскими певцами.

Федор Тарасов. Как доктор филологических наук оказался на сцене Большого театра

 В начале 90-х студент  первого курса МГУ им. М. В. Ломоносова Фёдор Тарасов вместе с друзьями отправился на фольклорную практику. Вечерами, как принято в нормальной студенческой среде, ребята под гитару принялись петь песни. Тут-то и выяснилось, что у отличника Тарасова  столь же отличный голос. Фёдор и сам этому удивился. А однажды, зайдя в подмосковном Дмитрове в Успенский собор, будущий филолог услышал пение дьякона. Услышал и влюбился в его голос. Тот дьякон и стал первым учителем  Фёдора.

К двадцати годам у Тарасова уже сформировался  густой, красивый бас, и он, как и многие певцы в начале карьеры, начал петь в церковном хоре (вспомним хотя бы Фёдора Шаляпина!). Как певчий, молодой человек принимал участие в многочисленных патриарших мероприятиях, в том числе и в кругосветной гастрольной поездке; как солист представлял знаменитое уже во всем мире произведение митрополита Илариона (Алфеева) «Страсти по Матфею».

О карьере профессионального певца никогда не думал, потому как дела в Российской академии наук  шли блестяще: кандидат, потом  доктор филологических наук,  член Союза писателей России, крупный специалист  в области творчества Достоевского и Пушкина. Вокалом удовольствия ради занимался с частными педагогами. Вот они-то и настояли на поступлении  в консерваторию. И тридцатилетний учёный отправился на экзамены. Конкурс был сумасшедший! А так как результат экзаменов Тарасова вообще не интересовал, пел он с чувством и абсолютно расковано. В консерваторию поступил, на выпускных экзаменах получил 5+, почувствовал, что такое сценический драйв, риск, трепет, волнение — то, чего нет в науке. Опять же педагоги настоятельно рекомендовали попытаться попасть на сцену Большого театра.

В штате мест не было, но с обладателем  красивого баса контракт заключили. В роли Маркиза (опера Верди «Травиата») он впервые и вышел на легендарную сцену Большого. Начались гастроли по миру в новом амплуа.

Италия, Франция, Германия, Швейцария, Испания, Греция, Северная Корея, Япония Китай, Аргентина, Уругвай… Всего 20 стран успел объехать до пандемии Федор Тарасов. Теперь колесит по России. Ничем не хуже!

Максим Сударев. Как успешный певец чуть не стал усатым нянем

Сейчас трудно сказать, почему после 9 класса  Максим Сударев решил поступать в педагогический колледж Ханты-Мансийска.

Первым делом новоявленный студент отрастил длинные волосы и вместе с сокурсниками организовал рокгруппу. Как и положено, репетировали в гараже (кстати, маэстро рок до сих пор уважает). 

В колледже будущих музыкальных руководителей школьных и дошкольных  учреждений учили всему: студенты пели, плясали, рисовали, оттачивали мастерство игры на инструментах. Студент Сударев преуспевал везде. Может быть, поэтому в какой-то момент он решил сосредоточиться на чем-то одном. В прямом смысле, перешел через дорогу и оказался в Колледже-интернате искусств для одаренных детей Севера. На специальности «Инструментальное исполнительство (баян)».

Судьба опять вмешалась в планы юного дарования и послала ему встречу с педагогом А. А. Галушко. Невероятно талантливый и в то же время невероятно вспыльчивый, импульсивный Галушко уговорил подопечного петь в хоре, которым сам и руководил. Здесь в Максима Сударева и вселился вирус вокала.

Потом была РАМ им. Гнесиных, учеба у выдающегося педагога М. Пасхальского, чьи ученики до сих пор поют в лондонском Ковент Гардене и в лучших театрах Германии. И как результат — победы  и даже Гран-при во всероссийских и  международных конкурсах, работа на сценах оперных театров Нижнего Новгорода, Самары, на камерной сцене Большого театра России, в театре Станиславского и Немировича-Данченко.

Но первый свой сольный концерт Максим Сударев  намеренно дал на сцене родной музыкальной школы в далеком северном городке с названием Нягань.

Об этом концерте стоит сказать особо: уж очень удивил бывший воспитанник всех присутствующих.

Начнем с того, что в этом концерте молодой певец решил полностью  повторить программу диска  Дмитрия Хворостовского, составленную из очень непростых старинных арий. Смело? Безусловно! Но это полдела. А всё дело в том, что Хворостовского Максим обожал с самого  детства и слушал его записи, не переставая. Как знать, может быть, в награду за эту увлеченность природа и распорядилась так, что тембр баритона Сударева  стал очень напоминать голос кумира.

Слепое прослушивание иногда может ввести в заблуждение даже профессионала! Учителя музыкальной школы ахнули: «Бывает же такое…».

Максим признается, что никогда не уехал бы с Севера, будь там оперный театр. Север он обожает. Но по ночам ему почему-то снятся бескрайние березовые рощи Башкирии. Здесь он родился. И именно отсюда началась его дорога, богатая на чудесные встречи и события. 

Итак, не пропустите! В программе  заявлено несколько оперных арий, любимые итальянские песни, русские романсы.

 Все второе отделение будет посвящено классике советской эстрады: песни «Гляжу в озера синие», «Мелодия», «Как молоды мы были», «Я люблю тебя, жизнь» и многое другое из того, что по художественной ценности не уступает музыке академической. За фортепиано — лауреат международных конкурсов Людмила Духан.

Ведущая концерта — руководитель концертного агентства «Пятый сезон» — Людмила Савватеева.

Начало — в 17:00.

Информация предоставлена концертным агентством «Пятый сезон» aseason5@mail.ru.

Реклама 6+

Читайте еще новости Анапы