16+

№ 70 (14451)

издается с 27 февраля 1918 года

Дуэт Василия и «Славы» и вариации Рахманинова на сцене Гортеатра в Анапе

21 марта

Виктория Сологуб

И снова изысканный весенний подарок для анапских поклонников классики. 26 марта в Городском театре Анапы играют молодые представители музыкальной элиты России. На сцене победитель Международного конкурса Riga Classic Strings, лауреат Всероссийского музыкального конкурса виолончелист Василий Степанов и лауреат Международного конкурса имени П.И.Чайковского, победитель II Манхэттенского конкурса в Нью-Йорке пианист Алексей Мельников.

Две части одного концерта

Этот концерт пройдет в рамках программы «Всероссийские филармонические сезоны», которая объединила лучших музыкантов нового поколения.

В исполнении пианиста Алексея Мельникова будет звучать музыка Рахманинова. Кстати, именно благодаря этому композитору Алексей и пришел в музыку. Услышав его Второй фортепианный концерт, Алексей испытал настоящее потрясение. И было будущему пианисту было 4 года.

На этот раз А. Мельников исполнит «Вариации на тему Корелли» (в них, говорят, Рахманинов описывает постепенное схождение человека в ад) и несколько этюдов-картин. Мужественных. Суровых. Взволнованных. Это их Рахманинов писал перед тем, как навсегда покинуть родину.

Вторая часть концерта, напротив, будет полна света и юмора. Виолончелист Василий Степанов представит музыку С. Прокофьева, которая будет соткана из сказочных образов, а Родион Щедрин пригласит всех желающих на деревенскую вечеринку. Кроме того, публика услышит двухминутную «Юмореску» Мстислава Ростроповича, благодаря которой он стал обладателем прекрасной московской квартиры. Добавим также, что Василий привезет с собой на побережье кота. Который будет в мешке. Но о «коте в мешке» до поры-до времени организаторы не говорят ни слова!

Обо всем этом более подробно в концерте расскажет автор абонемента «Магия классической музыки», ведущая Людмила Савватеева. Однако кое-какие подробности биографий молодых музыкантов откроем уже сейчас.

Билет для «Госпожи виолончели»

Василий Степанов играет на виолончели швейцарского мастера Ф. Баумгартнера. Ей почти сто лет. Он ее обожает! Интересно, что на всех европейских языках виолончель – мужского рода, поэтому В. Степанов и имя ей дал мужское – Слава. Конечно, в честь своего кумира Мстислава Ростроповича.

В поездках для «Славы» всегда приобретается отдельный билет. При перелетах за границу на билете написано: «Госпожа виолончель». У этой «госпожи» есть свой загранпаспорт с цветными фотографиями инструмента в фас, профиль и «со спины» с подробным описанием и печатью Министерства культуры России.

Сейчас критики чего только не пишут о Степанове: что он являет собой единое целое с виолончелью, что на сцене он и баюкает ее на коленях, как ребенка, и каким-то чудесным образом заставляет звучать, когда смычок уже отведен в сторону , и что они вместе дышат, и сердца их стучат в такт.

Ну, что ж, у нас будет возможность увидеть и услышать этот дуэт.

Кстати, виолончелистом Василий Степанов вообще стал случайно. Мама привела его в музыкальную школу просто для того, чтобы ребенок получил нормальное воспитание. Спохватилась она поздно, учебный год уже начался, мест в классе популярного фортепиано уже не было, а вот виолончелистов не хватало.

Педагог (дело было в Казани) сразу разглядела в мальчике талант и начала усиленно заниматься с 7-летнем Васей. Вася же никакого таланта в себе не ощущал и первые четыре года занимался из-под палки. И своей международной карьерой Василий, можно сказать, обязан маме. Она не только водила его за ручку в музыкальную школу, а также на филармонические концерты. На одном из них Вася преподнес маэстро Мстиславу Ростроповичу букет цветов. И тот, узнав, что перед ним начинающий виолончелист, радостно расцеловал малыша. Вроде как благословил.

И победы в конкурсах посыпались одна за другой. С раннего возраста — гастроли по всей России и за рубежом (Франция, Испания, Дания, Эстония, Латвия, Молдавия, Грузия, Южная Корея, Сербия, США, Танзания).

Фанат Рахманинова и футбола

Алексей Мельников не вполне современный молодой человек: он не сидит в соцсетях с целью продвигать себя. Главное для него – играть.

А началось все с папы, который всегда был тем, кого в советские времена называли «истинным меломаном». Не будучи музыкантом, он всегда с упоением сидел дома и слушал самую разную «немодную» музыку. На 4-летнего мальчишку почему-то тогда самое большое впечатление произвели квартеты Шостаковича и, конечно, Рахманинов. С тех пор Рахманинов – его страсть.

Для родителей увлеченность малыша стала знаком – надо парня вести в музыкальную школу. Выбрали знаменитую «гнесинку». В 7 лет в Афинах Лёша уже стал победителем Международного конкурса.

Сидеть за роялем родители его никогда не заставляли. «А зря!», – говорит сейчас Алексей, поэтому 70% времени он гонял мяч, болел за «Динамо» и мечтал стать футболистом. Поступая в Московскую консерваторию, попал в класс легендарного профессора Сергея Доренского, у которого учился также фанат «Спартака» Денис Мацуев.

Из роялей Алексей предпочитает старые Steinway. Из-за благородства звука, реакции на прикосновения. Но морально уже готов и к встречи с нашими роялями: простенькая «Москва» в Новороссийске и куда более благородный  C. Bechstein в Анапе.

Читайте еще новости Анапы