16+

издается с 27 февраля 1918 года

Как узбеки в Анапе своими становятся

7 декабря 2023

Виктория Сологуб

«Плов есть идешь?! Везёт!» – не преминул пошутить почти каждый, кому я сообщила, что иду знакомиться с узбекской общественной организацией «Ватандош» (Соотечественник)». «Да мы в офисе встречаемся!» – «Ну и что, думаешь – там казана нет?!». Такие вот живучие стереотипы! Хотя, плов я в тот день все-таки попробовала. Настоящий, аутентичный – такой жирный ароматный царь-плов. А еще в одной из самых гостеприимных узбекских семей Анапы побывала. И узнала, о чем мечтают анапские узбеки, где трудятся и как празднуют Новый год.

Детьми богаты

– Как все люди празднуем! И наш российский Новый год отметим, и православное Рождество, и узбекский праздник весны Навруз! Нам чем больше праздников, тем лучше, правда, мальчишки?! – глава семейства хитро глянул на сынишек, которые дружно уплетали узбекскую самсу с мясом и с тыквой.

Ну, еще бы! Папа приготовил!

Оказывается, глава семейства Худайназаровых проходит обучение в пекарне у друга. Показывает видео и фото, где он делает настоящие узбекские лаваши с цветочной печаткой посередине – румяные, посыпанные кунжутными семечками. Мечтает открыть свою национальную пекарню у нас в Алексеевке – настоящую, с тандыром. А пока он работает как самозанятый, занимается частным извозом. Так что в гости к ним я пришла уже поздно вечером, когда оба были дома – и Джамалиддин, и его супруга Нигора.

На столе ароматный зеленый чай в низеньких чашечках, самса, орешки, сухофрукты. От хозяйки весь вечер глаз не могу отвести. Хрупкая, тоненькая. Волосы – рассыпаются черными упругими пружинками. Глаза – смеющиеся, похожие на искристые масляные оливки. Сразу видно – хохотунья!

– Мы в одном классе учились, в русской школе в Коканде. Она круглая отличница была! – рассказывает Джамал, то и дело поглядывая на супругу. – Самые красивые и умные девчонки всегда ведь плохим парням достаются? А я как раз такой был – шустрый, в общем!

Кстати, Нигора – потомственный фармацевт. В семье отца все были фармацевты, ее мама тоже.

– Так что у меня это в крови! – улыбается она. – Хотя я долго убеждала маму, что хочу быть художником, творчеством заниматься. Мама спорила, что это не профессия для жизни. Три года я «кровь ее пила»! А потом она все-таки выучила меня на фармацевта. Так что мой основной учитель в профессии – моя мама. После колледжа я все свои практики с ней проходила, потом в Коканде заведовала аптекой.

Теперь красавица Нигора работает в одной из аптек в Алексеевке. А для творческой самореализации получила сертификат мастера нейл-дизайна. Такие ноготки делает – что тебе Пикассо или Ван Гог! Сейчас у ее клиенток на повестке дня новогодний маникюр.

Вот уже 11 лет, как они с Джамалиддином обосновались в Анапе. Детей Нигора ездила рожать в Коканд, где живут и родители, и старшие сестры. Но оба сынишки – и 10-летний Джалолиддин, и 5-летний Мухаммед – настоящие анапчане. «Они у нас узбекского языка не знают! – признается отец. – Ну, ничего, захотят сами – выучат потом».

Не так давно семейство, правда, решило перебраться в Краснодар, даже дом там купили.

– Но мальчишки там не прижилась! – говорит Джамал. – Младший отказался идти в «чужой» садик, а старший вообще заявил, что в Краснодаре школа слабая. В Анапе, во второй школе, у них очень требовательная учительница, поэтому и знания хорошие. Так что основная причина, по которой мы здесь остались – дети. Хотим дать им хорошее образование, а им в Анапе лучше. Значит, и нам. Так что пока снимаем жилье.

Кстати, четвероклассник Джалол в школе учится без единой четверки, круглый отличник. А еще – призер ЮФО по вольной борьбе.

– У младшего тоже желание есть в спортзал пойти, но пока я это желание берегу, чтобы не перегорел раньше времени, – замечает отец.

Вообще дети – главный смысл жизни узбеков. Об этом даже народные пословицы: «Узбеки живут на свете ради своих детей» и «Богатство начинается с ребенка». Так что они уже вдвойне богаты.

– А что было самым сложным, когда вы 11 лет назад приехали в Анапу? – спрашиваю у Джамалиддина. – Отсутствие документов, денег?

– Нет, даже не это. Обижало, знаете, что? Отношение людей. Меня удивило, какое значение здесь придается национальности. Постоянно спрашивали, а какой ты национальности, а откуда ты? – и сразу – настороженные взгляды, недоверчивость. Это было обидно чувствовать от тех, кого мы считали своими. Наши родители ведь из Советского Союза. Деды также воевали. Мы учились в Узбекистане в русской школе. У нас в классе были и узбеки, и русские, и украинцы, и чеченцы, и греки, и грузины. Дружили, ночевать у друзей оставались. Так что деление на национальности для меня особенно дико. Какая разница, откуда ты! Главное – какой человек.

Соотечественники

А я вот спрашивала про национальность, каюсь! Ну, потому что… разве подумаешь, что этот парень вполне себе славянской внешности – председатель узбекской общины Алишер Абубакиров. Да еще и говорит на чистейшем русском языке, без малейшего акцента.

– Так я наш сельхозтехникум оканчивал, строительный факультет! – смеется он.

Алишер из трудовых мигрантов, то есть сделал себя сам. В далеком 2004 году, в возрасте 31 года, приехал он в Анапу на заработки из Коканда.

– В то время я был подсобным рабочим в сфере строительства – никакой квалификации. Я всего добился здесь, – рассказывает Алишер. – В Коканде учился в русскоязычной школе, поэтому уже в 2008 году поступил в АСХТ по специальности «прораб строительства». Работал прорабом, а в 2016 году начал думать о создании организации. Краевой диаспоры нет, мы единственные в крае, поэтому выбрали такую форму – узбекская национальная культурная автономии «Ватандош» (Соотечественник)».

Общественная организация была создана в 2022 году. Свое рождение она отмечает как раз в день празднования Навруза – узбекского национального праздника весны. Так что 21 марта 2024 года организации будет два года.

– Понимаете, я болею душой и телом за наших земляков, так как сам в свое время приехал, все прошел от самых низов, – говорит он. – И понимаю, как им бывает нелегко, тем более языковой барьер очень большой. Зная русский и узбекский языки, зная миграционное законодательство и другие законы, стараюсь оказывать землякам помощь в подготовке, оформлении документов, консультации. Создаем группы в соцсетях, чтобы им было удобно трудоустроиться, найти жилье. Помощь в лечении оказываем, собираем средства, если надо помочь в похоронах. Конечно, поддерживаем обычаи, культуру своего народа.

Кстати, в узбекской общине много смешанных семей. Вот у Алишера супруга русская – Людмила.

–  Мы с ней уже с 2001 года вместе, – продолжает Алишер. – В Анапе нам хорошо, это наш город, у нас здесь родилось двое детей. Конечно, мы анапчане!

А вообще детей у них трое. Старший сын уже вернулся из армии, он окончил АИТ. Дочка учится в восьмом классе и младший сын – в пятом.

–  Супруга работает пекарем, у нее это очень хорошо получается, прямо руки золотые, – продолжает Алишер. – У нас дома на столе есть и русские, и узбекские блюда. Плов – да, манты она готовит – это вообще слов нет! Ну и борщ, конечно, кубанский. Она отменный борщ готовит! И рассольник.

В Анапе больше всего наших земляков трудится в сфере строительства, общественном питании, сфере ЖКХ, а также сельском хозяйстве – в теплицах и на виноградниках. Как известно, узбеки хорошие кулинары и на курорт в основном приезжают на время курортного сезона.

Причем, сегодня в Россию на заработки приезжают не только мужчины, но и женщины, которые в основном трудятся в клининговых компаниях Анапы.  

Как утверждает Алишер, времена, когда гастарбайтеры жили в нечеловеческих условиях в подвальных помещениях и вагончиках, в прошлом.

— Сегодня условия их нахождения на территории РФ, в том числе в нашем городе, изменились  в лучшую сторону, — продолжает свой рассказ председатель организации. — Конечно же, мы проводим беседы с соотечественниками, объясняем, как себя вести. Говорим: вы здесь гости и обязаны соблюдать обычаи и традиции той страны, которая вас приняла.

На сегодняшний день в Анапе проживает не больше 1000 представителей узбекской национальности. Заметный отток трудовых мигрантов начался после того, как резко подскочили доллар и евро. В Узбекистане курс ниже, так что людям попросту стало невыгодно работать.

– Алишер, с какими проблемами сталкиваются мигранты из Узбекистана? Негативное отношение населения ощущается?

– Ну как вам сказать. Нет плохой нации. Есть плохие люди, недобрые. Анапа многонациональная, традиционно много семей межнациональных, так что здесь нормально относятся ко всем. Самая главная проблема – это оформление, легализация.

Что касается финансовых трудностей, то это только представьте. Человек приехал в чужую страну на заработки. Чтобы оформить полный пакет документов, ему нужно 40 тысяч рублей. Таких денег у него с собой нет. Плюс еще за жилье заплатить. И пока он не получит патент, он не имеет права работать. А это занимает с момента въезда порядка 20 дней. Человеку это время надо как-то прожить.

Раньше гастарбайтеры трудились, чтобы прокормить семью. Сегодня – чтобы заработать на мечту. У кого-то это – построить дом, купить машину, у кого-то – достойно провести обрезание сына или свадьбу. Кстати, по мусульманским традициям, обрезание – это маленькая свадьба. Ради этого они трудятся не один год, отсылая домой все заработанное.

Гордость Анапы

Очень гордятся анапские узбеки соотечественниками. Даже если они другой национальности.

– Наш земляк – Герой России, гордость Анапы, это Евскин Вячеслав, – рассказывает Алишер. – Он не узбек, но родился в Ташкенте, в 1960 году. Учился и работал в Ташкенте, оттуда призывался в ряды вооруженных сил, некоторое время после распада СССР служил в органах госбезопасности Узбекистана. Его сестра Валентина Михайловна Медведева тоже в нашей организации состоит. Прекрасная женщина.

Среди анапских узбеков есть известные в городе юристы и адвокаты, медики и педагоги, общественные деятели и бизнесмены. Хотя в «Ватандош» (Соотечественник)», по уставу, принимают только граждан РФ – и не только узбеков, но и всех, кому интересны история и культура Узбекистана, обычаи и язык этого народа.

Как говорит Алишер, планов много. Создать художественный танцевальный коллектив, библиотеку, проводить футбольные матчи. Кстати, недавно немецкая и греческая диаспоры сыграли в селе Витязево уже второй совместный матч. А теперь предлагают и узбекам присоединиться. Как известно, узбекская футбольная команда «Пахтакор» была одна из лучших в СССР.  Они очень верят, что у них все получится. И молодая еще организация будет шириться и расти, и все больше анапчан захотят стать ее членами и быть ей полезными.

Царь-плов

В Анапе каждый настоящий ценитель плова знает Константина Тарасова. Константин Викторович – член Ассоциации поваров Узбекистана, преподаватель виртуальной академии плова, основатель, владелец и самый вдохновенный повар чайханы «Море плова». Именно там готовится аутентичный плов по вековым рецептам Узбекистана. А самый рекордный плов Тарасов приготовил на Красной Поляне – 2 тонны за два дня. А еще он – певец плова и истинный художник узбекской кухни. Говорит – заслушаешься:

– Я люблю это делать. Для меня важен контакт с людьми. У нас в Азии принято считать, что кормить людей – это большое благо, которое дано свыше.

Константин родом из Чимкента – города в Южном Казахстане, это на границе с Узбекистаном. Он рассказывает, что в Узбекистане 12 регионов, и каждый считает лучшим, настоящим свой плов. Вот такой извечный кулинарный конфликт.

Вот как раз в чайхане готовят два вида плова – Ферганский и Ташкентский праздничный.

Это два абсолютно разных вида плова, говорит повар. Один – брутальный, с бараниной, с большим количеством жиров, «курдюка». Второй более «лайтовый». В одном рис «лазер», в другом «девзира», в одном есть нут и изюм, в другом нет.

– Вот так мы даем людям возможность побывать сразу в двух регионах Узбекистана! – смеется Константин Викторович. – А продукты, кстати, нам из Узбекистана привозят – рис, масла, специи. Через Москву заказываем и здесь встречаем. Если нет нужного риса, я лучше не приготовлю плов, чем побегу в «Магнит», сварю его из того, что найду и буду называть «Ферганским». Нарушать аутентичность не хочу. Может, этот продукт будет даже лучше, но он будет другим. Поэтому в основных позициях – желтая морковь, нут, изюм, барбарис и рис – я стараюсь использовать продукты, привезенные из Узбекистана.

Как раз за верность вековым традициям узбекской кухни, за сохранение культуры национальной кухни Ассоциация поваров Узбекистана вручила не так давно Константину Викторовичу Благодарность. А в прошлом году, в День народного единства, Благодарность вручил мэр Анапы Василий Швец, потому что именно Тарасов представляет в нашем городе культуру узбекской кухни.

– Ингредиенты в плове – это вторично, – замечает повар. – Часто спрашивают, что мы кладем первым в казан. Так вот, у нас на занятиях всегда говорили: ты подходишь к казану, читаешь молитву и первое, что кладешь в него – душу, сердце, любовь к людям, желание доставить добрую эмоцию. Когда люди заходят к тебе в чайхану, они доверяют тебе свое здоровье. И если повар проникнется этим, он будет выкладываться полностью.

Как говорит Тарасов, его рецепт плова не его вовсе:

– Мне его передали учителя в Узбекистане. На самом деле рецепт плова очень прост, вы его легко найдете в интернете. И секрета никакого нет, есть тонкости, они в отношении, в продуктах, в ингредиентах.

Главные ингредиенты Ташкентского праздничного плова:

рис «лазер»;

красная и желтая морковь;

хлопковое масло;

курдючное сало;

телятина;

нут;

изюм;

барбарис;

душистый перец горошком;

зира, соль.

– Зира – главная специя, это запах ветра, это запах гор, – вдохновенно говорит Константин Викторович. – А для декора я использую айву, перец чили, кусочек чеснока и перепелиное яичко. И в этом яичке кроется особый глубинный смысл. Считается, что перепелка единственная птичка, которая знает, где живет Аллах, и только она может принести весть, что плов приготовлен. Плов обладает магией объединять людей, не зря казан имеет форму полусферы, под которой зажигают огонь. Плов – это больше чем плов – это философия и поэзия.

РЕЦЕПТ

Идеального плова

Разрежьте мясо на средние куски и добавьте в хорошо раскаленный казан с маслом. Обжарьте до золотистой корочки. Затем добавьте лук, нарезанный полукольцами, и обжарьте, пока не зарумянится.

Морковь желтого и красного цвета нарезать соломкой,    чем длиннее, тем лучше. Ни в коем случае не натирать морковку на терке. Все это также обжарить до полуготовности.

Добавьте кипяченой воды, чтобы она покрывала мясо на 1-2 см. Закладывайте перец, соль специи – барбарис, зиру. Вся эта смесь называется зирвак. Убавить огонь и тушить от 40 минут до 1,5 часов (в зависимости от вида мяса).

Рис предварительно промыть 5-7 раз. Затем выложить в дуршлаг и дать стечь воде.

Когда зирвак почти готов, прибавьте огонь на плите, заложите неочищенную головку чеснока. Затем введите рис и разровняйте ровным слоем. Влейте тоненькой струйкой кипящую воду, чтобы она покрывала крупу на 2-3 см.

Без крышки доведите все до равномерного кипения, добавьте еще специй и пряностей, можно зиру. Убавьте огонь до минимума, закройте казан плотно крышкой – пусть все томится минут 35-40. Главное, не перемешивайте будущий плов!

СТАТИСТИКА-2023

8 национальных объединений зарегистрировано в Анапе;

23 первичных казачьих общества, 11 политических партий;

86 % населения  – русские.

315 предприятий и 1560 гостиниц и отелей привлекает иностранную рабсилу;

10186 человек зарегистрировано по месту жительства;

12742 человека – по месту пребывания;

4179 человек – иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывших на работу, поставлено на миграционный учет (в 2022 году – на 5 с лишним тысяч больше);

Основные поставщики рабочей силы – Узбекистан, Таджикистан, Армения и Украина.

286 человек проживает по виду на жительство;

1917 человек – по разрешению на временное проживание.

2102 патента выдано для осуществления трудовой деятельности.

Читайте еще новости Анапы