16+

издается с 27 февраля 1918 года

Пятёрка за мечту. Учитель истории из гимназии «Эврика» увлёк учеников исследовательской работой

5 октября 2023

Виктория Сологуб

История – наука для настоящих мечтателей! Ведь она единственная позволяет путешествовать во времени. Так считает Владислав Тимошенко из анапской гимназии «Эврика» – молодой учитель с 7-летним стажем и неистребимой страстью к открытиям. Неудивительно, что его ученики исследуют дольмены, работают над собственным сайтом о «ночных ведьмах», смотрят на уроках исторические фильмы и с удовольствием превращаются в Шерлоков Холмсов, чтобы включить метод дедукции и из отдельных фрагментов создать цельную картину.

НАШ ПЬЕДЕСТАЛ

Владислав Александрович Тимошенко

Учитель истории и обществознания гимназии «Эврика» имени В.А. Сухомлинского.

Лауреат краевого конкурса «Учитель года Кубани», всероссийского конкурса «Педагогический дебют» и призер краевого открытого конкурса учительских коллективов «Четверо смелых».

Педагогический стаж – 7 лет. Учитель первой категории. Его ученики являются победителями и призерами Всероссийской олимпиады школьников.

Горгонейоны и дольмены

Именно страсть к открытиям привела Владислава на исторический факультет Кубанского государственного университета. Ну и еще повлияла любимая учительница Людмила Алексеевна Дуреко, которая вела у него историю в средней школе № 3 станицы Новокорсунской Тимашёвского района.

Как признается Владислав, его любимый период истории – античность. В пору студенчества несколько лет подряд участвовал в Фанагорийской экспедиции и в раскопках от Кубанского госуниверситета, которые велись под Краснодаром.

– Одна из особенно интересных находок – большая амфора, абсолютно целая. Причем наткнулся на нее я, – рассказывает Владислав. – Помню ощущение: сначала показалась верхняя часть, горлышко, ты уходишь глубже, глубже и смотришь – она даже не раскололась! Ну, конечно, внутреннее ликование, радость. Такое найти – большая удача. Когда некрополь раскапывали, было много погребений с инвентарем: оружие, украшения, посуда. Золото не находили. А вот позолоченные вещи – горгонейоны попадались. Это такие медальоны, которые выполнялись в виде головы Медузы Горгоны и считались сильнейшим талисманом-оберегом.

После института, окончив с отличием бакалавриат и магистратуру, Тимошенко приехал в Анапу, где живет его родная тетка. И где все пропитано историей – каждый квадратный сантиметр земли.

– Конечно, я во всех музеях побывал, – продолжает Владислав. – К сожалению, в здешних раскопках, которых очень много ведется в окрестностях Анапы, времени нет поучаствовать, но я занимаюсь самостоятельными исследованиями. Люблю открывать для себя новые места. С детьми частенько выезжаем экскурсионно по местным достопримечательностям. Особенно на дольмены. Рассказываю, что это памятник эпохи бронзового века, их использовали и как погребальные сооружения, и как святилища. Сейчас у меня нет классного руководства, но дети зовут постоянно, им нравится, когда я с ними выхожу.

Так что он не согласен с утверждением, что современная молодежь ленива и нелюбопытна.

– У меня есть ученики, которые интересуются историей и хотят стать историками. Например, Терентий Мальцев из 10-го класса. Мы с ним и проекты пишем, и в олимпиадах участвуем. Вот он в муниципальной олимпиаде стал победителем, а в крае – призером. Последний раз мы участвовали в конкурсе «Большая перемена». Взяли тему «Ночные ведьмы» об отважных летчицах легких ночных бомбардировщиков. Создали сайт, собрав все имеющиеся на эту тему материалы. И таких ребят немало.

Трудные вопросы

Как признается Владислав, ему больше нравится работать со старшеклассниками, но зато у младших классов всегда много вопросов.

– А как начет трудных вопросов? Вот если они спрашивают: «Как Вы относитесь к Сталину?».

– Отвечаю, что это вопрос сложный и неоднозначный! – смеется учитель. – Здесь нельзя давать категоричных оценок. Да, это выдающаяся личность, сыгравшая огромную роль в истории. Но под каким углом на эту роль посмотреть. Как сказал англичанин Исаак Дойчер: «Сталин принял Россию с сохой, а оставил ее с ядерными реакторами». Но если поставить во главу угла сталинские репрессии, то это будет уже другое мнение. Так что главное – думать и анализировать, этому мы учимся на уроках.

Да, а еще, когда есть возможность, они смотрят на уроке исторические фильмы.

– Не секрет, что нынешние дети не смотрят телевизор. Когда их спрашиваешь, смотрели ли они «Кубанские казаки» или «Иван Грозный» Эйзенштейна, они не знают, о чем речь, – продолжает он. – Или вот недавно с 11-м классом разговор зашел о народных традициях, и я пошутил: «Мы каждый год 31 декабря ходим в баню – знаете, из какого это фильма?» – «Не знаем!» – говорят. Они не смотрели! А для нас это часть культурного кода, целый пласт, без которого мы себя не представляем. А они уже этого не знают.

Кстати, в новом учебнике истории указан целый ряд картин, рекомендованных к просмотру. Например, «Ликвидация» Сергея Урсулюка – о борьбе с бандитизмом в послевоенной Одессе.

– Интересно, как Вам удается удержать внимание класса?

– Главное, темп урока сохранять. Постоянно менять вид деятельности, чтобы заскучать не успели: и интерактив, и командная работа, и письменная. Готовлюсь: выстраиваю структуру урока, затем подбираю информацию по теме, сверху накладываю какие-то интересные истории. Использую разные крючочки, чтобы привлечь детей.

В его арсенале масса интересных методик. Например, «Модель Фрейер» – обучающая сингапурская методика, позволяющая рассмотреть любое понятие с разных сторон. Там все сложно, но интересно! Есть мастер-класс о дедуктивном методе, когда дети, как юные Шерлоки, из отдельных элементов складывают целую историческую картину. А в чемпионате учительских коллективов в Ульяновске их команда представляла любопытный мастер-класс по работе с фундаментальным понятием. Это была «пустота».

Вот что вы видите, когда вам показывают черный экран? Правильно, пустоту. Но вот экран отдаляется, и оказывается, что это «Черный квадрат» Малевича. Из пустоты рождается творчество. А черный ли он? Приближаем его, и вдруг он начинает играть целым спектром красок. Так что не все так, как кажется на первый взгляд.

У доски, как на сцене

Владислав охотно участвует в конференциях и профессиональных конкурсах. Так, в нынешнем году стал победителем конкурса «Учитель года». Выиграл муниципальный этап и стал лауреатом краевого. 6-е место занял – не хватило нескольких очков, чтобы войти в пятерку. Как говорят коллеги, его сильная сторона – сценическое мастерство.

– Ну а как иначе?! – смеется он. – Учитель – тоже артист. Вот он выходит к доске, как на сцену, он в образе, в теме. А иначе не завладеть вниманием детей.

А еще, говорит он, детей надо любить. Без этого ничего не получится. Рассуждаем о мечтах: «Не иначе, директором школы мечтаешь быть!».

– Ну а почему бы и нет?! – смеется. – Как говорится, плох тот солдат… А еще хотел бы защитить диссертацию, сказать свое слово в науке и педагогике.

– Сегодня, в День учителя хотелось бы пожелать коллегам творческих успехов, терпения, желания постоянно развиваться, быть смелыми, никогда не останавливаться на достигнутом. Приходить в школу с хорошим настроением, потому что это та профессия, которая важна не только детям, но и стране в целом. С учителей начинаются врачи, экономисты, юристы, президенты. С учителей начинается все. И хорошо, что этой профессии стали уделять много внимания на государственном уровне. Тем более сейчас Год педагога и наставника. Поэтому, коллеги, если выбрали эту профессию, то идите с ней до конца. И достигайте успеха. С праздником!

Читайте еще новости Анапы