издается с 27 февраля 1918 года
5 октября 2023
Виктория Сологуб
История – наука для настоящих мечтателей! Ведь она единственная позволяет путешествовать во времени. Так считает Владислав Тимошенко из анапской гимназии «Эврика» – молодой учитель с 7-летним стажем и неистребимой страстью к открытиям. Неудивительно, что его ученики исследуют дольмены, работают над собственным сайтом о «ночных ведьмах», смотрят на уроках исторические фильмы и с удовольствием превращаются в Шерлоков Холмсов, чтобы включить метод дедукции и из отдельных фрагментов создать цельную картину.
НАШ ПЬЕДЕСТАЛ
Владислав Александрович Тимошенко
Учитель истории и обществознания гимназии «Эврика» имени В.А. Сухомлинского.
Лауреат краевого конкурса «Учитель года Кубани», всероссийского конкурса «Педагогический дебют» и призер краевого открытого конкурса учительских коллективов «Четверо смелых».
Педагогический стаж – 7 лет. Учитель первой категории. Его ученики являются победителями и призерами Всероссийской олимпиады школьников.
Горгонейоны и дольмены
Именно страсть к открытиям привела Владислава на исторический факультет Кубанского государственного университета. Ну и еще повлияла любимая учительница Людмила Алексеевна Дуреко, которая вела у него историю в средней школе № 3 станицы Новокорсунской Тимашёвского района.
Как признается Владислав, его любимый период истории – античность. В пору студенчества несколько лет подряд участвовал в Фанагорийской экспедиции и в раскопках от Кубанского госуниверситета, которые велись под Краснодаром.
– Одна из особенно интересных находок – большая амфора, абсолютно целая. Причем наткнулся на нее я, – рассказывает Владислав. – Помню ощущение: сначала показалась верхняя часть, горлышко, ты уходишь глубже, глубже и смотришь – она даже не раскололась! Ну, конечно, внутреннее ликование, радость. Такое найти – большая удача. Когда некрополь раскапывали, было много погребений с инвентарем: оружие, украшения, посуда. Золото не находили. А вот позолоченные вещи – горгонейоны попадались. Это такие медальоны, которые выполнялись в виде головы Медузы Горгоны и считались сильнейшим талисманом-оберегом.
После института, окончив с отличием бакалавриат и магистратуру, Тимошенко приехал в Анапу, где живет его родная тетка. И где все пропитано историей – каждый квадратный сантиметр земли.
– Конечно, я во всех музеях побывал, – продолжает Владислав. – К сожалению, в здешних раскопках, которых очень много ведется в окрестностях Анапы, времени нет поучаствовать, но я занимаюсь самостоятельными исследованиями. Люблю открывать для себя новые места. С детьми частенько выезжаем экскурсионно по местным достопримечательностям. Особенно на дольмены. Рассказываю, что это памятник эпохи бронзового века, их использовали и как погребальные сооружения, и как святилища. Сейчас у меня нет классного руководства, но дети зовут постоянно, им нравится, когда я с ними выхожу.
Так что он не согласен с утверждением, что современная молодежь ленива и нелюбопытна.
– У меня есть ученики, которые интересуются историей и хотят стать историками. Например, Терентий Мальцев из 10-го класса. Мы с ним и проекты пишем, и в олимпиадах участвуем. Вот он в муниципальной олимпиаде стал победителем, а в крае – призером. Последний раз мы участвовали в конкурсе «Большая перемена». Взяли тему «Ночные ведьмы» об отважных летчицах легких ночных бомбардировщиков. Создали сайт, собрав все имеющиеся на эту тему материалы. И таких ребят немало.
Трудные вопросы
Как признается Владислав, ему больше нравится работать со старшеклассниками, но зато у младших классов всегда много вопросов.
– А как начет трудных вопросов? Вот если они спрашивают: «Как Вы относитесь к Сталину?».
– Отвечаю, что это вопрос сложный и неоднозначный! – смеется учитель. – Здесь нельзя давать категоричных оценок. Да, это выдающаяся личность, сыгравшая огромную роль в истории. Но под каким углом на эту роль посмотреть. Как сказал англичанин Исаак Дойчер: «Сталин принял Россию с сохой, а оставил ее с ядерными реакторами». Но если поставить во главу угла сталинские репрессии, то это будет уже другое мнение. Так что главное – думать и анализировать, этому мы учимся на уроках.
Да, а еще, когда есть возможность, они смотрят на уроке исторические фильмы.
– Не секрет, что нынешние дети не смотрят телевизор. Когда их спрашиваешь, смотрели ли они «Кубанские казаки» или «Иван Грозный» Эйзенштейна, они не знают, о чем речь, – продолжает он. – Или вот недавно с 11-м классом разговор зашел о народных традициях, и я пошутил: «Мы каждый год 31 декабря ходим в баню – знаете, из какого это фильма?» – «Не знаем!» – говорят. Они не смотрели! А для нас это часть культурного кода, целый пласт, без которого мы себя не представляем. А они уже этого не знают.
Кстати, в новом учебнике истории указан целый ряд картин, рекомендованных к просмотру. Например, «Ликвидация» Сергея Урсулюка – о борьбе с бандитизмом в послевоенной Одессе.
– Интересно, как Вам удается удержать внимание класса?
– Главное, темп урока сохранять. Постоянно менять вид деятельности, чтобы заскучать не успели: и интерактив, и командная работа, и письменная. Готовлюсь: выстраиваю структуру урока, затем подбираю информацию по теме, сверху накладываю какие-то интересные истории. Использую разные крючочки, чтобы привлечь детей.
В его арсенале масса интересных методик. Например, «Модель Фрейер» – обучающая сингапурская методика, позволяющая рассмотреть любое понятие с разных сторон. Там все сложно, но интересно! Есть мастер-класс о дедуктивном методе, когда дети, как юные Шерлоки, из отдельных элементов складывают целую историческую картину. А в чемпионате учительских коллективов в Ульяновске их команда представляла любопытный мастер-класс по работе с фундаментальным понятием. Это была «пустота».
Вот что вы видите, когда вам показывают черный экран? Правильно, пустоту. Но вот экран отдаляется, и оказывается, что это «Черный квадрат» Малевича. Из пустоты рождается творчество. А черный ли он? Приближаем его, и вдруг он начинает играть целым спектром красок. Так что не все так, как кажется на первый взгляд.
У доски, как на сцене
Владислав охотно участвует в конференциях и профессиональных конкурсах. Так, в нынешнем году стал победителем конкурса «Учитель года». Выиграл муниципальный этап и стал лауреатом краевого. 6-е место занял – не хватило нескольких очков, чтобы войти в пятерку. Как говорят коллеги, его сильная сторона – сценическое мастерство.
– Ну а как иначе?! – смеется он. – Учитель – тоже артист. Вот он выходит к доске, как на сцену, он в образе, в теме. А иначе не завладеть вниманием детей.
А еще, говорит он, детей надо любить. Без этого ничего не получится. Рассуждаем о мечтах: «Не иначе, директором школы мечтаешь быть!».
– Ну а почему бы и нет?! – смеется. – Как говорится, плох тот солдат… А еще хотел бы защитить диссертацию, сказать свое слово в науке и педагогике.
– Сегодня, в День учителя хотелось бы пожелать коллегам творческих успехов, терпения, желания постоянно развиваться, быть смелыми, никогда не останавливаться на достигнутом. Приходить в школу с хорошим настроением, потому что это та профессия, которая важна не только детям, но и стране в целом. С учителей начинаются врачи, экономисты, юристы, президенты. С учителей начинается все. И хорошо, что этой профессии стали уделять много внимания на государственном уровне. Тем более сейчас Год педагога и наставника. Поэтому, коллеги, если выбрали эту профессию, то идите с ней до конца. И достигайте успеха. С праздником!
По данным ведомства, проведено более 4 тысяч исследований песка(грунта) и 1,1 тысячи анализов морской воды, и на сегодняшний день превышение допустимых норм бензапирена не зафиксировано. «В морской воде специалисты исследуют такие показатели, как наличие плавающих примесей, прозрачность, содержание нефтепродуктов, бензапирена, бензола, фенола и уровень токсичности. Песок на пляжах также проверяется на наличие нефтепродуктов, полихлорированных бифенилов, […]
Сегодня, 11:39
Начальник железнодорожного вокзала Анапа — председатель Общественного совета при Анапском ЛО МВД России на транспорте Сергей Бродецкий в очередной раз пригласил на увлекательную экскурсию по железнодорожному комплексу детей. В мероприятии участвовало 25 учеников 3 класса школы № 16 им. И.В. Гудовича села Цибанобалка. Встреча с детьми началась с фотосессии на привокзальной площади около макета «Паровозик». […]
7 февраля
В рамках реализации гранта губернатора Кубани по проекту Анапского городского совета ветеранов «Философия счастливого возраста» на курорте состоялась литературная встреча. Ветераны читали учащимся первого класса пятой городской школы книгу «Сказки из лесов кубанских». Это весёлые, интересные добрые истории о зверях, которые живут в лесах Краснодарского края. В книге есть QR-коды, по которым можно перейти к […]
7 февраля