16+

№ 36 (14417)

издается с 27 февраля 1918 года

Стобалльные секреты 16-й школы. Как учителя села под Анапой добиваются высших результатов

2 февраля

Виктория Сологуб

Семь анапских педагогов получили премию за 100-балльные результаты своих учеников на ЕГЭ. Денежное вознаграждение учреждено по инициативе губернатора Кубани Вениамина Кондратьева. Причем, в этой великолепной семерке сразу двое – из СОШ №16 села Цибанобалка – учитель русского языка и литературы Ирина Соколова и учитель географии Любовь Наливкина. Не иначе в шестнадцатой владеют каким-то рецептом профессионального успеха! Поэтому при первой же возможности мы отправились в Цибанобалку, чтобы познакомиться с учителями и выведать их стобалльные секреты.

 Литература и тетради истин

Заслуженный учитель Кубани, почетный работник общего образования Ирина Соколова вот уже 39 лет преподает русский язык и литературу в СОШ №16. Как в 1983 году выпускница Иркутского государственного университета имени Жданова пришла в эту школу, так и работает до сих пор – с одной записью в трудовой книжке.

Причем, ее ученики сдают ЕГЭ на высший балл уже не первый год. В 2013 году был стобалльник по русскому языку – Дмитрий Ковалев. В позапрошлом – четверо выпускников сдали на 98 баллов. То есть, каждый одну ошибку допустил – не больше.

Ну а в прошедшем году ее выпускница Настя Дубоделова написала сочинение по литературе на 100 баллов. Это достижение и было удостоено  награды.

– Что касается «стобалльных секретов», я вам сразу скажу: никаких натаскиваний! – говорит Ирина Викторовна. –  Натаскать можно баллов на 50, не больше. А чтобы максимальный результат получить, надо работать постоянно, системно, класса с пятого.

По словам Ирины Викторовны, девочка занималась литературой, очень много читала, участвовала в олимпиадах.

– Понимаете, ребенок был заточен на успех, – продолжает Соколова. – Это ведь и от ученика зависит, как вы понимаете. Дополнительные занятия у нас были – один час раз в неделю, которые школа выделяет нам, то есть на репетиторство она ко мне не ходила. А где-то уже в апреле я ей сказала: «Настя, мне тебе больше нечего дать». Она это помнит. По литературе вообще очень тяжело взять сто баллов. Это даже не русский. Там должно быть такое чувство слова! И, конечно же, четкая структура сочинения!

Кстати, сама Ирина Викторовна не из учительской семьи: и отец, и мама геологи. Они жили в академгородке в Иркутске, родители работали в научно-исследовательском институте. А она читала запоем. И ночью с фонариком читала, и днем: сверху «химия», а под ней Дюма. Поэтому мама сказала: «Тебе прямая дорога на филфак».

На вопрос, как приучить современного ребенка к чтению, Ирина Соколова говорит:

– Родители должны приучать! С первых лет жизни, со сказок на ночь. Сделай так, чтобы заинтриговать. Читаешь-читаешь, прерви на самом интересном месте: «А результат ты узнаешь завтра!». Вот у меня сейчас девочка в 8Д пришла Камила – из Казахстана приехала. Она запоем читает! Говорит, мама читала, пересказывала. Я ей список литературы дала, говорю, почитай, в том числе «Мастера и Маргариту». Как учитель на уроках я использую связь с современностью. Обязательно! Пусть будет «Обломов», «Герой нашего времени» или «Евгений Онегин». Когда выйдешь на современность, и начинаешь разговаривать с детьми, все оживает для них, перестает быть мертвым текстом.

А еще у нее ребята на уроках ведут тетради истин по литературе. Слышали такое?

– Каждый писатель, когда показывает историю своего героя, обязательно дает какую-то идею или мысль.  Например, «зорко одно лишь сердце» или «мы в ответе за тех, кого приручили» из «Маленького принца» Антуана де Сент-Экзюпери, – рассказывает Ирина Викторовна. – Ведь истины есть в каждом произведении. В каждом! Даже в самом маленьком. И какую-то мысль, мудрость, афоризм – их надо найти. И они находят и записывают! И когда они уходят, многие оставляют мне эти тетради. Знаете, я иногда летом, когда время свободное, беру и перечитываю эти афоризмы. Сначала я требовала их у всего класса, а потом поняла, что не каждый это видит. И остаются из 30 человек где-то 15. Интересно, что в 11 классе я уже не требовала, а потом вспомнила, и оказалось, что они ведут! «Вы продолжаете?!» – удивляюсь я. «А нам уже интересно!» – говорят.

Коллеги вспоминают недавнюю историю на «Учителе года». В Гортеатре на сцене к Соколовой подходит журналист и спрашивает: «А как вы боретесь с телефонами на уроке?». Ирина Викторовна опешила: «На уроке? Телефоны?!». В партере сидела коллега Марина Цыбак, которая воскликнула: «Ха! Попробуй у нее достань!». Партер так и грянул хохотом!

– Да, я очень строгая. Хотя мы можем и пошутить, и посмеяться на уроке. Просто они у меня знают грань допустимого.

Как говорит Ирина, она действительно счастливый человек, потому что нашла свое место, свою нишу в жизни.

– Мне кажется, если бы деньги не платили, я бы все равно приходила в школу! Тем более в эту. Потому что мне здесь так уютно! У нас директор Валерий Васильевич Михайлов – он, знаете, какой! Пусть иногда и кричит, и ругается, и ворчит. Но он душевный, человечный. Вот это главное, что я хотела бы о нем сказать. Поэтому многие у нас работают всю жизнь. Вот как я.

Кстати, полученные сто тысяч учитель планирует потратить на путешествие. Мечтает побывать в Чехии.

Весь мир у ног географа

А вот учитель географии Любовь Наливкина телефоны на уроках не запрещает.

– Чтобы привлечь детей к предмету, новые технологии, интернет, очень помогают, – рассказывает Любовь Александровна. – И даже телефоны! Например, на уроке мы можем поиграть. Говорю: «Так, достали телефоны, нашли страну. Отвечаем на следующие пять вопросов. И кто первый, тому пятерка!». У них развивается интерес к поисковой работе, умение добывать информацию, знания. Карту запоминают, наконец.

Любовь Александровна работает в этой школе вот уже 33 года, с 1988-го. Родилась в Узбекистане. Там окончила педучилище, отделение дошкольного обучения. 8 лет работала воспитателем в детском саду. Заочно окончила географический факультет Узбекского государственного педагогический института имени Низами. Причем, семья тоже была  не педагогическая: отец бухгалтер, мама домохозяйка.

– У меня просто учителя были хорошие – по истории и географии. Так что неравнодушный учитель – это тоже один из секретов успеха, – улыбается Любовь Александровна. –  Вообще я хотела быть историком, но не прошла по конкурсу. Решила перехитрить судьбу. Думаю, поступлю на географию, а потом переведусь. И всё, засосала география!

Одной из главных педагогических побед Любови Наливкиной стал ее ученик Демид Василенко, который в прошедшем году сдал ЕГЭ по географии на сто баллов.

– Мы с ним с 5-го класса занимаемся. Как увидела интерес к предмету, его горящие глаза, так и начали с ним работать в этом направлении. Он звездочка. С 7 класса Демид становился призером во всех олимпиадах. Он и к биологии, и к истории склонность имел. На золотую медаль как-никак школу окончил. Но выбрал все-таки географию! И она ему помогла. Демид поступил в Московскую высшую школу экономики. Мы с ним общаемся. Вот, прочитайте, какую теплую эсэмэску он мне прислал с благодарностью?! Это дорогого стоит.

Причем, если в прошлом году ЕГЭ по географии выбрал один выпускник, а в этом – уже пятеро.

 Любовь Александровна считает, что подготовить стобалльника непросто:

– В географии такие подводные камни есть. Как построить профиль, например. Один-два сантиметра неточность в вычислении – и ничего уже не получится. География – она же связана и с математикой, и с биологией, и с историей. Помню, в одном из классов не было учителя химии, и меня попросили заменить. Я захожу в класс, а ребята хором: «Вы что, и химию знаете?». Ну а как же! А полезные ископаемые?!

Любовь Александровна вспоминает, как готовили с детьми проектную работу «История родного края», где каждый выбирал реки, города и другие географические объекты родного края – как они отражены в музыке, песне и живописи. Как до пандемии ездили в Питер на белые ночи. Детвора и сейчас просится: «А поедемте на Шуго!». И она очень надеется, что скоро будут сняты ограничения, и они обязательно поедут.

Вот уже больше 25 лет Любовь Наливкина бессменный председатель профкома школы, много лет руководила методобъединением.

Кстати, лет семь назад она стала победителем в муниципальном этапе  конкурса «Учитель года по кубановедению».

– А какая самая большая награда? – спрашиваю я.

– Любовь детей! У меня, кстати, есть последователи. Выпускник 11 класса Илья Коцуба цель перед собой поставил – поступить на геофак, говорит: «Любовь Александровна, я буду как Вы!».

– А Вы ему говорите:  конечно, иди, потому что…

– Потому что это увлекательно! Весь мир будет у твоих ног!

***

«Вообще то, что в этом году впервые учреждена такая награда – это действительно здорово», – говорит директор 16-й школы Валерий Михайлов. – Я бы каждому учителю пожелал вот так быть отмеченным. Это премия за все годы, отданные школе, за всю их работу, которую, я уверен, они делают не ради денег. И то, что это премия губернатора, особенно стимулирует лучше и лучше работать».

Кстати, планируется, что премия будет ежегодной, так что наши секреты вам в помощь, дорогие педагоги, родители и будущие стобалльники!

Читайте еще новости Анапы