16+

№ 89 (14470)

издается с 27 февраля 1918 года

В Гортеатре Анапы выступит квартет виолончелистов, участников проекта «Молодёжь Гнесинки — будущее России»

12 ноября

Необычный концерт состоится 19 ноября в Анапе. «Молодежь Гнесинки – будущее России» — так называется проект,  который познакомит публику с лучшими виолончелистами одного из самых престижных вузов России – Российской академии музыки имени Гнесиных.

Этот концерт абонемента, с одной стороны —  состязание  солистов, а с другой – сражение, в котором «один за всех, и все за одного», потому как во втором отделении на  сцену выйдет квартет виолончелистов.

 Вот имена героев: Даниил Прокофьев, Даниил Никонов, Даниил Петров, Арсений Мингалев. Их сольные выступления будет сопровождать опытный пианист, имеющий множество дипломов «Лучший концертмейстер конкурса», лауреат международных конкурсов  Виталий Егоров.

А теперь немного о каждом.

ИСКУССТВО ТРЕБУЕТ ЖЕРТВ. Даниил Прокофьев

Сам по себе абсолютный слух ничего не значит. Ну, и что, что ты можешь определить, что именно сейчас звучит –  фа или до-диез? Но все-таки его наличие – сигнал, что ты человек особенный, и сам Бог велел тебе попробовать силы в области музыки.

Данечку — обладателя абсолютного слуха – даже вести в музыкальную школу не надо было: папа – виолончелист, мама – пианистка, они и решили, что из ребенка надо растить виолончелиста. В возрасте 4-х лет  ему  вручили крошечную виолончель.

Сейчас Даниил, вспоминая золотое детство, утверждает, что лень родилась раньше него. Но даже если бы она родилась одновременно с ним,  кому хочется сидеть, бесконечно водить смычком по струнам, если  есть футбольная секция и шахматный клуб. Но папа был непреклонен.

До 14 лет юный виолончелист занятия музыкой ненавидел. При малейшей возможности от обязанностей отлынивал. Но вот парадокс! При этом обожал участвовать в конкурсах, с удовольствием выходил на сцену и кланялся в ответ на бурные аплодисменты слушателей. Спасибо папе! Это благодаря его усилиям имя Даниила Прокофьева постоянно звучало со сцены.

Потом случилось нечто невероятное: у Даниила в голове сработал какой-то переключатель, и он по-настоящему увлекся виолончелью. Как бы ему хотелось уехать учиться в Москву, но родители твердо сказали «нет: мал еще». Кое-как 15-летнему подростку удалось уговорить их отпустить его в музыкальный колледж в Екатеринбург. Под честное слово, что все будет хорошо. Будущий студент даже согласился на строгий контроль со стороны местных родственников.

Лень окончательно прошла. Старался так, что однажды, уже доигрывая Концерт с оркестром, на последнем пассаже выронил смычок. Последний аккорд пришлось играть пиццикато. Публика смекалку оценила.

 Начались бесконечные конкурсы. И победы в них: Красноярск, Нижний Тагил, Магнитогорск, Москва, Пермь… Гастроли по всей России в составе Всероссийского юношеского  симфонического оркестра под руководством Ю. Башмета.

Ну, а сейчас — знаменитая Гнесинка. Вместе с поступлением туда пришла пора расплаты за детскую лень. По словам Даниила, теперь приходится «вкалывать» за все часы, проведённые в детстве без виолончели. Кроме шахмат времени уже больше ни на что не хватает. Забросил даже любимый некогда футбол. Искусство требует…

Арсений Мингалев сам о себе. С КРИТИКОЙ И БЕЗ НЕЕ.

Музыка была со мной уже тогда, когда я был у мамы в животике. Дело в том, что вся моя семья — музыканты: папа — дирижер и контрабасист, мама — хоровой дирижер, старший брат — виолончелист, а младшая сестра — фаготист. Звуки музыки были всегда рядом со мной. Будучи маленьким, мне всегда хотелось не только быть похожим на старшего брата, но и превзойти его. Поэтому над выбором инструмента мне даже не пришлось думать. Конечно, виолончель!

Мне все время кажется, что раньше было лучше. Мне кажется, что в детстве я занимался больше и качественнее. Лень — это мой самый главный порок (обратите внимание – пока создается впечатление, что лень – отличительная черта всех виолончелистов). Сейчас я начал активно с этим бороться, но иногда природа все же побеждает. В детстве со мной занимались родители, и халтурить там было просто невозможно (попробуй похалтурь, если у папы-дирижера под рукой всегда дирижерская палочка. Это, конечно, не ремень, но все же…). Мы занимались по несколько часов, но для меня, ребенка очень активного, это время казалось вечностью. Конечно, с возрастом пришло понимание, зачем же нужно заниматься часами напролет. К счастью, в академии у меня появился замечательный педагог В.Степанов, который помог мне сделать нужные выводы и убить в себе лентяя. Но еще не до конца (видимо, самоистязания еще продолжатся на старших курсах).

Теперь о хорошем. Не было и года, когда я не участвовал в каком-нибудь конкурсе (всего мы насчитали 19 победных конкурсных выступлений Арсения). Благодаря конкурсам  у меня появлялся огромный стимул для занятий: нельзя было опозорить ни педагога, ни семью, ни себя, в конце концов. Сейчас я не люблю конкурсы, мне больше нравятся концерты. Во-первых, в конкурсах есть несправедливость. Во-вторых, бывают случаи, когда люди видят в конкурсантах исключительно конкурентов….

Я очень люблю сцену. Мне нравится исполнять произведения в концертных залах. Даже просто занимаясь, я иногда начинаю представлять, что я уже играю на сцене, вхожу в раж и совершенно забываю о качестве, о мелкой работе. Надо с этим что-то делать.

Несмотря на любовь к сцене  перед каждым выступлением  я очень волнуюсь и переживаю. Конечно, от этого нужно избавляться, но, с другой стороны, это ведь значит, что мне не все равно. (Дорогой Арсений! Вы не одиноки! Великий Ойстрах тоже страшно переживал перед каждым выступлением. Скажите, ну, зачем он «накручивал» себя, произнеся: «Каждая крыса в Большом зале консерватории знает не только, как я сыграл, но и как я должен был сыграть…». Правильнее представлять, что в зале сидят ваши друзья, которые вас любят и с радостью простят то, что вы себе не готовы простить!)

Кроме исполнительства я люблю спорт, люблю кино, сериалы, а в последние годы у меня появилось новое увлечение – я пишу музыку в Fl Studio (биты, электронная музыка и т. д.). А еще я уже 7 лет пишу партитуры (на концерте публика услышит сразу несколько переложений для квартета виолончелей, которые сделал А. Мингалев). Но больше всего мне нравится общаться с людьми: ведь все мы очень разные. В этом и есть прелесть нашего мира — нет ни одного человека во всем похожего на другого. Мне почему-то всегда везет с людьми, а мои друзья — самые лучшие! (Это потому, что Вы сам, Арсений — замечательный парень!)

О себе рассказывал лауреат Премии правительства Воронежской области, стипендиат Общественного фонда  «Новые имена», участник Всероссийского юношеского симфонического оркестра под управлением Юрия Башмета Арсений Мингалев. В скобках реплики от Людмилы Савватеевой.

А ВОТ НАСТОЯЩЕЕ ПИСЬМО. Даниил Петров

(Как здорово, что молодежь еще не разучилась писать письма. Читайте!)

                     Здравствуйте, друзья! Меня зовут Даниил Петров, и я обычный студент, который смог перебраться из небольшого города в столицу. Родился я в городе Саратове, и мое знакомство с музыкой, как и у многих, началось с прослушивания в музыкальную школу. Мама хотела, чтоб я играл на гитаре,  мне, как и большинству детей, хотелось освоить фортепиано, а вот у приемной комиссии были свои планы. После испытаний меня спросили, готов ли я  пойти в класс виолончели. Лихорадочно соображая, я спросил: «А что это такое?» и получил ответ: «Пойдёшь-узнаешь». Так началось мое музыкальное путешествие.

Было интересно, сложно, порой невыносимо сложно, и я благодарен своему первому педагогу в первую очередь за то, что она терпеливо  прививала мне любовь к музыке, объясняла разницу между хорошим исполнением и очень хорошим, поддерживала и заряжала своей энергетикой. Кстати, свою детскую мечту я все-таки исполнил и вскоре поступил в школу на второе отделение – на фортепианное. Фортепиано развило мне слух и позволило мыслить оркестрово. 

С выбором своей профессии я не колебался. В то время, как все мои одноклассники судорожно выбирали колледж или раздумывали о переходе в 10 класс, я гордо говорил: «Я поступаю в колледж искусств!». Годы колледжа были, пожалуй, самые счастливые. Я о них вспоминаю с большой теплотой. Столько всего интересного начало происходить вокруг меня: новые люди, новые дисциплины, новые эмоции… Если на лестницах колледжа появлялись студенты, бегающие вверх-вниз, знали все — это прогульщики отрабатывают занятия по физкультуре (и я тоже бывал в их числе). Если перед дверью, ведущей в зал, стоят парни во фраках и мурлычат что-то под нос, значит, мужской хор готовится на сцене проявить себя во всей красе. В колледже я постоянно видел у станков будущих прим и премьеров. Заинтересовался искусством балета, начал посещать театр, знакомиться с мировыми звёздами через интервью, дневники и записи их спектаклей. Атмосферой разных видов искусств я напитывался 4 года и ни разу не пожалел о своём выборе.

Кстати, совсем недавно исполнилась одна из моих мечт: к нам в Гнесинку на открытую беседу пригласили бывшего премьера Большого театра, а ныне ректора Академии им. Вагановой, Николая Цискаридзе. Я всегда любил общаться с людьми умнее, старше и опытнее себя. Встреча произвела на меня колоссальное впечатление, и я в очередной раз убедился, какого высокого ума этот человек.

Одним из самых сложных этапов в моей жизни было поступление в вуз. Я был очень счастлив, что смог пробиться в ряды студентов РАМ им. Гнесиных. Пришлось заново доказывать, в первую очередь, себе, что я чего-то  могу и что у меня еще есть потенциал. Спасибо моему профессору Елене Николаевне Жулёвой, которая не дает расслабляться, которая всегда точно разъясняет принципы «высшей» школы музицирования.

 Конкурсы, фестивали, концерты, иногда и несколько в день — это творческая подпитка, особая ответственность перед публикой и, конечно, волнение.

 Хороший музыкант во время исполнения общается с композитором, проникает в его мысли, чувства и доносит публике весь спектр этих эмоций. Надеюсь, что мы с вами сможем понять друг друга и подарить друг другу радость общения.

Лауреат всероссийских и международных конкурсов, участник Молодежного симфонического оркестра Поволжья Даниил Петров

В ДЕТСТВЕ Я ДУМАЛ, ЧТО ВСЕ ЛЮДИ ИГРАЮТ НА ВИОЛОНЧЕЛЯХ. Даниил Никонов

Даниил был совсем маленьким, но помнит, как их дом постоянно наполняли люди с виолончелями. Это были друзья его мамы – виолончелистки, такие же студенты, как и она. Малыш даже какое-то время был уверен, что все-все люди играют на виолончелях. Поэтому когда мама принесла настоящую виолончель, только маленького размера, у ребенка и мысли не возникло, что можно отказаться от учебы. Но отказываться никто и не собирался. Как только в руках Даника оказывалась виолончель, оторваться от нее он уже не мог и сидел за инструментом часами.

Профессор В.К. Тонха, к которому определили чудо-ребенка, находил понятные слова, чтобы объяснять четырехлетнему человеку вполне взрослые вещи. В 9 лет он уже солировал с оркестром Кировской филармонии и за несколько лет стал лауреатом практически всех всероссийских юношеских конкурсов виолончелистов. Пресса пишет о Данииле Никонове как о тонко чувствующем, даже изысканном музыканте, который обладает красивым звуком и феноменальной виртуозностью. При этом он не стремится понравиться тем, для кого громче и быстрее – показатель  высокого исполнительского уровня.

***

Автор и руководитель проекта «Молодежь Гнесинки — будущее России» Лауреат Международных конкурсов Василий Степанов. Программа квартета виолончелей по-настоящему разнообразна: от знаменитых Хоралов И.С. Баха до блистательных Венгерских танцев И. Брамса. А между ними захватывающие музыкальные путешествия в грузинскую деревню, на Лазурный Берег Франции (исключительно чтобы развеяться!), в Аргентину (чтобы послушать танго – национальную гордость аргентинцев), в Испанию (где у тореро вместо ярко-красного куска ткани в объятиях будет женщина)… 

И это лишь малая часть того, что должно порадовать и знатоков, и начинающих слушателей.

Почувствовать магию классической музыки, как всегда, поможет ведущая Людмила Савватеева.

Реклама. Информация — «Концертное агентство «Пятый сезон». 6+

Читайте еще новости Анапы